cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1


Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N
1155
(ред. от 21.01.2019)
"Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта
дошкольного образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России
14.11.2013 N 30384)
Документ предоставлен КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Дата сохранения: 28.08.2019

Страница 2

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019 ) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 2 из 26

Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Р оссийская газета", N 265, 25.11.2013.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим
документам.
Примечание к документу
Начало действия редакции - 25.02.2019.
Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 21.01 .2019 N 31, вступили в силу по
истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном
интернет -портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 14.02.2019).
Название документа
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
(ред. от 21.01.2019)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

Страница 3

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 3 из 26


Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 17 октября 2013 г. N 1155

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.01.2019 N 31)

КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 17 Правил,
а не пункт 7.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N
273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание закон одательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036), подпунктом 5.2.41
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 20 13 г. N 466 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702),
пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных
стандартов и внесения в них изменений, утвержденных пос тановлением Правительства
Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации:
от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных
го сударственных требований к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8
февраля 2010 г., регистрационный N 16299);
от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федераль ных государственных требований к
условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г.,
регистрационный N 22303).

Страница 4

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 4 из 26

3. Настоящий приказ вступает в сил у с 1 января 2014 года.

Министр
Д.В.ЛИВАНОВ





Приложение

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. N 1155

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.01.2019 N 31)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к
дошкольному образованию.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере о бразования,
возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее -
Программа).
Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимат елями (далее
вместе - Организации).
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными
представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного
образования.
1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Россий ской Федерации <1> и
законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка <2>, в
основе которых заложены следующие основные принципы:
--------------------------------
<1> Российская газета, 25 декабря 1993 г.; Собрание законодате льства Российской

Страница 5

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 5 из 26

Федерации, 2009, N 1, ст. 1, ст. 2.
<2> Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI.

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение)
детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что
происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему
периоду;
2) личностно -развивающий и гу манистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
пр ежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно -эстетическое развитие ребенка.
1.3. В Стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизнен ной ситуацией и
состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые
образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
1.4. Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития ;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщени е детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности;

Страница 6

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 6 из 26

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении
качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на
основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ
дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно
уровня дошкольного образования.
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в перио д
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей
здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования , реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных
образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
ин дивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно -нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных , нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационны х
форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной

Страница 7

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 7 из 26

направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья
детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
пс ихологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого -педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
1.7. Стандарт является основой для:
1) разработки Программы;
2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования
(далее - примерные программы);
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных
затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации
требованиям Стандарта;
5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного
профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных спос обностей и
необходимой коррекции нарушений их развития.
1.8. Стандарт включает в себя требования к:
структуре Программы и ее объему;
условиям реализации Программы;
результатам освоения Программы.
1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа
может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов
Российской Федерации. Реализация Программы на родном языке из числа языков народов
Росс ийской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся не должна
осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской
Федерации.
(в р ед. Приказа Минпросвещения России от 21.01.2019 N 31)

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ

Страница 8

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 8 из 26


2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на
уровне дошкольного образован ия.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте
1.6 Стандарта.
2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать
разные Программы.
2.3. Программа формируется как программа психолого -педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и
планируемые результаты в виде целевых ориентиров дош кольного образования).
2.4. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему
условий социализации и индивидуализации детей.
2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организа цией самостоятельно в
соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (Собрание законод ательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598; 2013, N 19, ст. 2326).

При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в
Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач
образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может
разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью
пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп
полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от
двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп.
Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания <1> детей в
Организации.
------------------ --------------

Страница 9

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 9 из 26

<1> При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы осуществляется
не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей.

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и
способност ей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные
единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее -
образовательные области):
социально -коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно -эстетическое развитие;
физическое развитие.
Социально -коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых
в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребенк а со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятель ности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного
поведен ия в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и поко е, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов ми ра.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной
кул ьтуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико -синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно -эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно -смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к

Страница 10

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 10 из 26

окружающему миру; формирование элем ентарных представлений о видах искусства; восприятие
музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно -модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие
таких физических качеств, как координация и гибкост ь; способствующих правильному
формированию опорно -двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба
организму выполнением основных движений (ходьба, бег , мягкие прыжки, повороты в обе
стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жи зни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может
реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре,
познавательно -исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - не посредственное эмоциональное общение с
взрослым, манипулирование с предметами и познавательно -исследовательские действия,
восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно -двигательные
игры;
в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,
тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами -орудиями (ложка, совок,
лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная
активность;
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая,
включая с южетно -ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная
(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно -исследовательская
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие
худо жественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально -ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка.
2.8. Содержание Программы долж но отражать следующие аспекты образовательной среды
для ребенка дошкольного возраста:

Страница 11

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 11 из 26

1) предметно -пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношени й ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки
зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие
детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях ( пункт 2.5 Стандарта).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть
представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных
отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких
образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные
образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
2.10. Объем обяза тельной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего
объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный, в каждом и з которых отражается обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы.
Пояснительная записка должна раскрывать:
цели и за дачи реализации Программы;
принципы и подходы к формированию Программы;
значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к
целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных
траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей -инвалидов (далее - дети с ограниченными
возможностями здоровья).
2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы,
обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

Страница 12

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 12 из 26

Содержательный раздел Программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом исполь зуемых вариативных
примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических
пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
В содерж ательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями во спитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения
авторов Программы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать
различные направления, выбранные участниками образовательны х отношений из числа
парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и
мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
спец ифику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интереса м детей, а также
возможностям педагогического коллектива;
сложившиеся традиции Организации или Группы.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в
Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для
указанных детей, использование специальных образовательных программ и методо в, специальных
методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Страница 13

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 13 из 26

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть на правлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их
ра зностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых
образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными
возможностями здоровья, осваивающих Программу в Гр уппах комбинированной и
компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными)
нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные
потребности каждой категории детей.
В случае организации инклюзивн ого образования по основаниям, не связанным с
ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является
обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется
Организацией самостоятельно.
2.11.3. Организацио нный раздел должен содержать описание материально -технического
обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий,
праздников, ме роприятий; особенности организации развивающей предметно -пространственной
среды.
2.12. В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она
оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть
до лжна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она
не соответствует одной из примерных программ.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть
представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литерат уру, позволяющую
ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных
программ, методик, форм организации образовательной работы.
2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая
презе нтация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей)
детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в
том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа
предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
2) используемые При мерные программы;

Страница 14

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 14 из 26

3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Требования к условиям реализации Программы включают требо вания к
психолого -педагогическим, кадровым, материально -техническим и финансовым условиям
реализации Программы, а также к развивающей предметно -пространственной среде.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности
детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах
социально -коммуникативного, познавательного, речевого, художественно -эстетического и
физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и
положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для
участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровь я детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности.
3.2. Требования к психолого -педагогическим условиям реализации основной
образовательной программы дошкольного образования.
3.2.1. Для успешной реализации Прог раммы должны быть обеспечены следующие
психолого -педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельно сти на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу

Страница 15

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 15 из 26

и взаимодейств ия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
7) за щита детей от всех форм физического и психического насилия <1>;
--------------------------------
<1> Пункт 9 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 дек абря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровь я, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и
коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи
на основе специальных психолого -педагогических подходов и наиболее подходящих для этих
детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих
получению дошкольно го образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе
посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями
здоровья.
3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития
детей. Так ая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Рез ультаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и
изучение индивидуально -психологических особенностей детей), которую проводят
квалифицированн ые специалисты (педагоги -психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач

Страница 16

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 16 из 26

психологическ ого сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
3.2.4. Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья,
специфики Программы.
3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуаци и развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддер жку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддер жку детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений меж ду детьми, в том числе
принадлежащими к разным национально -культурным, религиозным общностям и социальным
слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень
развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опыт ными
сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона
ближайшего развития каждого ребенка), через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения,
воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно -эстетического
развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства;

Страница 17

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 17 из 26

оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования
ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания обра зовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:
1) профессионального развития педагогических и руководящи х работников, в том числе их
дополнительного профессионального образования;
2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного
образования ( в случае его организации);
3) организационно -методического сопровождения процесса реализации Программы, в том
числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной
направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации
индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение
особых образоват ельных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
При создании условий для работы с детьми -инвалидами, осваивающими Программу, должна
учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка -инвалида.
3.2.8. Организация должна создавать во зможности:
1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам,
вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию
Программ ы, в том числе в информационной среде;
3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с
реализацией Программы.
3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать
санитарно -эпидемиологич еским правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049 -13
"Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г.,
регистрационный N 28564).
3.3. Требования к развивающей предметно -пространственной среде.

Страница 18

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 18 из 26

3.3.1. Развивающая предметно -пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также
территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении,
приспособленной для реализации Программы (далее - участок), матер иалов, оборудования и
инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого
возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции
недостатков их развития.
3.3.2. Развивающая предметно -простран ственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно -пространственная среда до лжна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально -культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно -пространственная среда должна быть
содержательно -насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возм ожностям детей и
содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в
том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым,
спортивным, оздоровительным оборудованием, ин вентарем (в соответствии со спецификой
Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -пространственным
окружением;
возможность самовыражения детей.

Страница 19

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 19 из 26

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно
предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой
деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно -пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и в озможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды,
например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункцио нальных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных
для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве
предметов -заместителей в детской игре).
4) Вариативность ср еды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового м атериала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья и дете й-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности;
ис правность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно -пространственной среды предполагает соответствие всех ее
элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
3.3.5. Организация самостоятельно определ яет средства обучения, в том числе технические,
соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное
оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы.
3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими,
учебно -вспомогательными, административно -хозяйственными работниками Организации. В

Страница 20

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 20 из 26

реализации Программы могут также участвовать научные работники Организации. Иные
работники Организ ации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную
деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы.
Квалификация педагогических и учебно -вспомогательных работников должна
соответствовать квалификационным характеристи кам, установленным в Едином
квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном
приказом Министерства здравоохранения и социального развити я Российской Федерации от 26
августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6
октября 2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Ф едерации от 31 мая 2011 г. N 448н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г.,
регистрационный N 21240).
Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения
реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития
детей.
Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное
сопровождение педагогическими и учебно -вспомогательными работниками в течение всего
времени ее реализации в Организац ии или в Группе.
3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными
компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5
настоящего Стандарта.
3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в
Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников,
имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей,
в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь.
Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для
каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.4.4. При организации инклюзив ного образования:
при включении в Группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации
Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие
соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья дет ей.
Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в
которой организовано инклюзивное образование;
при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные
потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации <1>, могут быть
привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую
квалификацию.
--------------------------------

Страница 21

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 21 из 26

<1> Статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124 -ФЗ "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
N 31, ст. 3802; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5274; 2007, N 27, ст. 3213, 3215 ; 2009, N 18, ст. 2151;
N 51, ст. 6163; 2013, N 14, ст. 1666; N 27, ст. 3477).

3.5. Требования к материально -техническим условиям реализации основной образовательной
программы дошкольного образования.
3.5.1. Требования к материально -техническим условиям р еализации Программы включают:
1) требования, определяемые в соответствии с санитарно -эпидемиологическими правилами и
нормативами;
2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и
индивидуальными особенностями развития детей;
4) оснащенность помещений развивающей предметно -пространственной средой;
5) требования к материально -техническому обеспечению программы (учебно -методический
комплект, оборудование, оснащение (предметы).
3.6. Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования.
3.6.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами
общедоступного и бесплатного дошкольного образ ования за счет средств соответствующих
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и
частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных
гарантий реализации прав на получение общедоступн ого и бесплатного дошкольного образования,
определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.
3.6.2. Финансовые условия реализации Программы должны:
1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и
структуре Программы;
2) обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой
участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий
развития детей;
3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также
механизм их формирования.
3.6.3. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования
должно осуществляться в объеме определяемых ор ганами государственной власти субъектов
Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на

Страница 22

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 22 из 26

получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы
определяются в соответствии со Стандартом, с учетом типа Организации, специальных условий
получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные условия
образования - специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники,
учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения
коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и
связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных
учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с
ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого -педагогические,
медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и
безбарьерную среду жи знедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами
с ограниченными возможностями здоровья затруднено), обеспечения дополнительного
профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий
обучения и воспита ния, охраны здоровья детей, направленности Программы, категории детей,
форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности, и должен быть достаточным
и необходимым для осуществления Организацией:
расходов на оплату труда работников, реализующих Программу;
расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе
приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов,
аудио - и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек,
электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной
деятельности и создания развивающей предметно -пространственной среды, в том числе
специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развивающая
предметно -пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально
организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и
инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенно стями каждого
возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции
недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе
расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, по дписки на
техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного,
оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных
с подключением к информационно -телекоммуникационной сети Интернет;
ра сходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и
педагогических работников по профилю их деятельности;
иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально -нормативные
возрастные характеристики возмож ных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития

Страница 23

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 23 из 26

ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а
также системные особенн ости дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного
образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой -либо
ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного
возраста конкретн ых образовательных достижений и обусловливают необходимость определения
результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
4.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм
реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации,
реализующей Программу.
4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в то м числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей <1>.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации воспитанников <2>.
--------------------------------
<1> С учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N
273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
<2> Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (Со брание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598; 2013, N 19, ст. 2326).

4.4. Настоящие требования являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей
дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации;
б) решения задач:
формирования Программы;
анализа профессиональной деятельности;
взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
г) информ ирования родителей (законных представителей) и общественности относительно
целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации.
4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении

Страница 24

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 24 из 26

уп равленческих задач, включая:
аттестацию педагогических кадров;
оценку качества образования;
оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках
мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, осно ванных на
наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения
в показатели качества выполнения задания;
распределение стимулирующего фонда оплаты труда работни ков Организации.
4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие
социально -нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом
и раннем возрасте:

ребенок интересуется окру жающими предметами и активно действует с ними; эмоционально
вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в
достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает
назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в
бы товом и игровом поведении;
владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и
просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится
двигаться под музык у; эмоционально откликается на различные произведения культуры и
искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег,
лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образован ия:

Страница 25

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 25 из 26

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу
и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно -исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе
род заня тий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, учас твует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
ребенок обладает ра звитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хо рошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются
предпосылки гра мотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в раз ных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно -следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям
природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, о бладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
4.7. Целевые ориентиры Программы в ыступают основаниями преемственности дошкольного
и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации
Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного
возраста предпосылок к учебной деятельност и на этапе завершения ими дошкольного
образования.
4.8. В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные
Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые
ориентиры освоения Программы воспит анниками - как создающие предпосылки для их
реализации.

Страница 26

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01 .2019) "Об утверждении федерального государственного образо...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 28.08.2019



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 26 из 26