Психологические особенности подготовки к школе
Понятие готовности к школьному обучению.
Основные аспекты школьной зрелости.
Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника. Можно сказать, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.
Выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость - уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Параметры психологического развития ребенка.
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что ему хочется знать определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома.
Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже
дошкольного и младшего школьного возраста и состоит из двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, что позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности и выражается в произвольном поведении ученика.
Произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития.
Роль общения в формировании личности дошкольника.
Большую роль в развитии ребенка играет общение. Выделяется три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития который определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.
Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки т.е. у него должен быть развит фонематический слух.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием
мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и
отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности и закрепляющемся в слове.
В дошкольном возрасте внимание носит произвольный характер.
Дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.
К 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.
Интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности.
Личностная готовность к школьному обучению.
Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего, должен стремиться к
новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям.
На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как
к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.
С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело
черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя
позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И
это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период
своего развития – младший школьный возраст.
Также важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе.
Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по теме урока, предварительно подняв руку.
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение
ребенка к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное
отношение ребенка своим способностям, результатам работы, поведению, т.е.
определенный уровень развития самосознания.
Волевая готовность.
На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы
личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что
проявляется в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие
воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения,
соподчинения им.
Появление определенной волевой направленности, выдвижения на первый
план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет
к тому, что, руководствуясь своим поведением этими мотивами, ребенок
сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему
влиянию окружающей среды. Он постепенно овладевал умением подчинять свои
действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия. В
частности, мотивам общественного характера у него появляется уровень
целенаправленности, типичный для дошкольника.
Вместе с тем, не смотря на то, что в дошкольном возрасте появляются
волевые действия, сфера их применения и их место в поведении ребенка
остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший
дошкольник способен к длительным волевым усилиям.
Нравственная готовность к школьному обучению.
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением
характера, его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств - внутренними этическими инстанциями.
Первые этические инстанции представляют собой относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств,
на основе которых, в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные
чувства и убеждения.
Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы
поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем
многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.
Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно
устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа
ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и
организованностью, способное руководствоваться устойчивыми им социальными
нормами жизни.
Таким образом, обобщая все изложенное можно сказать, что школьная
готовность – это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную
личностную, волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен
соответствовать предъявляемым ему требованиям.
Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению.
Условно психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-психологическую готовность.
Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляя
детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая
руки и перебивая друг друга. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, когда учитель или родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая и учительница злая.
Варианты развития детей 6-7 лет с личностными особенностями, влияющие на успешность в школьном обучении.
1. Тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей, обилие замечаний, упреков. Тревожности возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас не реальные.
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки,
снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех.
2. Негативистическая демонстративность. Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе со стороны окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели – обратить на себя внимание, получить одобрение. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из учебного процесса, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.
Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место
для проявления демонстративности – сцена.
Но самое главное – снять или хотя бы ослабить подкрепление
неприемлемых форм поведения.
3. «Уход реальности» - это еще один вариант неблагоприятного развития. Он проявляется, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовывать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых.
Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию
тревожности и еще большей пассивности, незаметности, которые обычно
сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.
Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и
чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но
выглядит это иначе; не нарушал дисциплины, не мешал работать учителю и
одноклассникам, они «витают в облаках».
4. Вербализм. Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне не достаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети не достаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторыми другими особенностями, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми заключается в обучении видам деятельности, характерным дошкольного возраста – игре, конструированию, рисованию, т.е. тем, которые соответствуют развитию мышления. В дошкольном возрасте ребенок уже должен обладать развитой учебной мотивацией. Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции. Это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу хорошего ученика.
Многие педагоги и психологи связывают с готовностью к школьному обучению успешную адаптацию ребенка в 1классе. Адаптация в 1 классе – особый и сложный период адаптации в жизни ребенка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя и школа, изменяется уклад его жизни. Ребенок, психологически не готовый к обучению в том или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован. Под школьной дезадаптацией понимается некоторая совокупность признаков, свидетельствующих признаков о несоответствии социально- психологического и психофизического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным. Нарушения психического развития приводит к тем или иным нарушениям школьной адаптации.
Выводы
1. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается
необходимость и достаточный уровень психологического развития ребенка для
освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде
всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью
проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
2. Под писхофизической готовностью понимается физическое созревание
ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих
возрастной норме уровня развития психических процессов.
Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных
процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их,
выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть
определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных,
соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Под личностной готовностью понимается наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности.
У ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Несформированность одного из компонентов школьной готовности является
не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к
школе: в учебной и социально-психологической сфере.
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют
различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе,
диагностика школьной готовности и подготовка до школы.
Информацию подготовила:
воспитатель Матукевич Анастасия Александровна