Психологические особенности подготовки к школе

Понятие готовности к школьному  обучению. 

Основные  аспекты  школьной зрелости.

Готовность  к обучению в школе складывается из  определенного  уровня  развития  мысленной деятельности,   познавательных   интересов,   готовности   к    произвольной регуляции,  своей   познавательной   деятельности   к   социальной   позиции школьника. Можно сказать, что готовность  к  обучению  в  школе  представляет  собой   целостную   систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее  мотивации, уровня  развития   познавательной,   аналитико-синтетической   деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.

 Выделяются    три    аспекта    школьной    зрелости: интеллектуальный,   эмоциональный   и социальный.   Под   интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная  зрелость), включающее выделение фигуры из фона;  концентрацию  внимания;  аналитическое мышление,  выражающееся  в  способности  постижения  основных  связей  между явлениями;  возможность  логического  запоминания;   умение   воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную  координацию.  Интеллектуальная  зрелость отражает  функциональное  созревание  структур  головного мозга.

   Эмоциональная  зрелость  - уменьшение импульсивных реакций и  возможность  длительное  время  выполнять  не  очень привлекательное задание.

К социальной зрелости  относится  потребность  ребенка  в  общении  со сверстниками и умение подчинять свое  поведение  законам  детских  групп,  а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Параметры психологического  развития  ребенка.

Ребенок, готовый к  школе,  хочет  учиться потому, что ему хочется знать определенную позицию в  обществе  людей, открывающую  доступ  в  мир  взрослых  и  потому,  что  у  него   есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома.

Новообразование  «внутренняя  позиция  школьника»,  возникающее  на   рубеже

дошкольного и младшего школьного возраста и состоит из двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на  новом уровне, что позволяет ребенку включиться в учебный процесс в  качестве  субъекта деятельности и выражается  в  произвольном поведении ученика.

Произвольное  поведение  рождается  в ролевой игре в коллективе детей,  позволяющей  ребенку  подняться  на  более высокую ступень развития.

     

Роль общения в формировании личности дошкольника.

Большую роль в развитии ребенка играет общение. Выделяется три сферы – отношение к  взрослому,  к  сверстнику  и  к самому себе, уровень развития который определяет степень готовности к  школе и определенным образом соотносится  с  основными  структурными  компонентами учебной деятельности.

      Речь  тесно  связана  с интеллектом и отражает  как  общее  развитие  ребенка,  так  и  уровень  его логического мышления. Необходимо,  чтобы  ребенок  умел  находить  в  словах отдельные звуки т.е. у него должен быть развит фонематический слух.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению.

      Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана  с  развитием

мыслительных процессов. От решения задач, требующих  установление  связей  и

отношений между предметами и явлениями  с  помощью  внешних  ориентировочных действий  дети  переходят  к  решению  их  в  уме  с  помощью   элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе  наглядно-действенной формы мышления  начинает  складываться  наглядно-образная  форма мышления. Дети  становятся  способны  к  первым  обобщениям, основанным  на  опыте  их  первой  практической  предметной  деятельности  и закрепляющемся в слове.

 В дошкольном возрасте внимание носит произвольный характер.

Дети  впервые  начинают сознательно  управлять  своим  вниманием,  направляя  и  удерживая  его   на определенных  предметах. 

      К  6-7   годам   структура   памяти претерпевает существенные изменения,  связанные  со  значительным  развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

Интеллектуальная  готовность  ребенка  характеризуется созреванием аналитических  психологических  процессов,  овладением  навыками мыслительной деятельности.

Личностная готовность к школьному обучению.

      Чтобы ребенок успешно учился, он прежде  всего,  должен  стремиться  к

новой школьной жизни, к «серьезным»  занятиям,  «ответственным»  поручениям.

На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению,  как

к важной содержательной  деятельности,  гораздо  более  значимой,  чем  игра дошкольника.

      С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело

черты искомого образа жизни,  можно  говорить  о  том,  что  его  внутренняя

позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией  школьника.  И

это значит, что ребенок психологически перешел  в  новый  возрастной  период

своего развития – младший школьный возраст.

Также важно отношение к учителю,  сверстникам  и  самому  себе. 

Взрослый   становится непререкаемым авторитетом, образом для  подражания.  Облегчается  общение  в ситуации урока, можно только отвечать  на  поставленные  вопросы  и  самому задавать вопросы по теме урока, предварительно подняв руку.

     Личностная готовность к школе включает  также  определенное  отношение

ребенка к себе. Продуктивная учебная  деятельность  предполагает  адекватное

отношение ребенка своим способностям, результатам  работы,  поведению,  т.е.

определенный уровень развития самосознания.

Волевая готовность.

       На протяжении дошкольного детства усложняется характер  волевой  сферы

личности и изменяется ее удельный  вес  в  общей  структуре  поведения,  что

проявляется в возрастающем стремлении  к  преодолению  трудностей.  Развитие

воли  в  этом  возрасте  тесно  связано  с  изменением  мотивов   поведения,

соподчинения им.

      Появление определенной волевой направленности,  выдвижения  на  первый

план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными,  ведет

к  тому,  что,  руководствуясь  своим  поведением  этими  мотивами,  ребенок

сознательно  добивается  поставленной  цели,  не  поддаваясь    отвлекающему

влиянию окружающей среды. Он постепенно  овладевал  умением  подчинять  свои

действия  мотивам,  которые  значительно  удалены  от   цели   действия.   В

частности,  мотивам  общественного  характера  у  него  появляется   уровень

целенаправленности, типичный для дошкольника.

      Вместе с тем, не смотря на то, что в  дошкольном  возрасте  появляются

волевые действия, сфера  их  применения  и  их  место  в  поведении  ребенка

остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что  только  старший

дошкольник способен к длительным волевым усилиям.

     

Нравственная готовность к школьному обучению.

      Нравственное  формирование  дошкольника  тесно  связано  с  изменением

характера, его взаимоотношений со взрослыми  и  рождением  у  них  на  этой основе нравственных представлений и чувств - внутренними этическими инстанциями.

      Первые этические инстанции представляют собой   относительно простые системные образования, являющиеся  зародышами  нравственных  чувств,

на основе которых, в дальнейшем формируются уже  вполне  зрелые  нравственные

чувства и убеждения.

      Нравственные инстанции порождают у  дошкольников  нравственные  мотивы

поведения, которые могут быть по  своему  воздействию  более  сильными,  чем

многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

      Возникновение у ребенка  к  концу  дошкольного  возраста  относительно

устойчивой  иерархической  структуры  мотивов  превращает  его  из  существа

ситуативного,  в  существо,  обладающее  известным  внутренним  единством  и

организованностью, способное руководствоваться  устойчивыми  им  социальными

нормами жизни.

      Таким образом, обобщая все  изложенное  можно  сказать,  что  школьная

готовность – это комплексное явление,  включающее  в  себя  интеллектуальную

личностную,  волевую  готовность.  Для  успешного  обучения  ребенок  должен

соответствовать предъявляемым ему требованиям.

      Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению.

      Условно психологическую  готовность  можно  разделить  на   учебную   готовность   и социально-психологическую готовность.

      Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляя

детскую непосредственность, на  уроке  отвечают  одновременно,  не  поднимая

руки и перебивая друг друга. Они  обычно  включаются  в  работу  только  при  непосредственном обращении к ним учителя, а в  остальное  время  отвлекаются,  не  следят  за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку,  они обижаются на замечания, когда учитель или родители выражают недовольство  их поведением, они жалуются на то,  что  уроки  неинтересные,  школа  плохая  и учительница злая.

    Варианты развития детей  6-7  лет  с  личностными особенностями, влияющие на успешность в школьном обучении.

   1. Тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость  при постоянном недовольстве учебной  работой  ребенка  со  стороны учителя и родителей, обилие  замечаний,  упреков.  Тревожности  возникает из-за  страха  что-то  сделать  плохо,  неправильно. Такой же  результат  достигается  в  ситуации,  когда  ребенок учится  хорошо,  но  родители  ожидают  от  него  большего   и предъявляют завышенные требования, подчас не реальные.

      Из-за нарастания тревожности и  связанной  с  ней  низкой  самооценки,

снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. 

  2.  Негативистическая  демонстративность.   Демонстративность   – особенность личности, связанная с  повышенной  потребностью  в успехе и внимании  к  себе  со  стороны  окружающих.  Ребенок, обладающий   этим   свойством,   ведет   себя   манерно.   Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели – обратить на себя внимание, получить  одобрение. Негативизм  распространяется  не только  на  нормы  школьной  дисциплины,  но  и   на   учебные требования учителя. Не принимая учебные  задачи,  периодически «выпадая» из учебного  процесса,  ребенок  не  может  овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

      Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее  место

для проявления демонстративности  –  сцена.

      Но  самое  главное  –  снять  или  хотя   бы   ослабить   подкрепление

неприемлемых форм поведения.

      3. «Уход реальности» -  это  еще  один  вариант  неблагоприятного развития. Он  проявляется,  когда  у  детей  демонстративность сочетается  с  тревожностью.  Эти  дети  тоже  имеют   сильную потребность во внимании к себе, но реализовывать ее  в  резкой театрализованной форме не могут из-за своей  тревожности.  Они малозаметны,  опасаются  вызвать  неодобрение,   стремятся   к выполнению требований взрослых.

      Неудовлетворенная  потребность  во  внимании  приводит  к   нарастанию

тревожности  и  еще  большей  пассивности,  незаметности,   которые   обычно

сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

      Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так  же,  как  и

чисто  демонстративные,  «выпадают»  из  процесса  обучения  на  уроке.   Но

выглядит это иначе; не нарушал  дисциплины,  не  мешал  работать  учителю  и

одноклассникам, они «витают в облаках».

       4. Вербализм. Вербализм  связан  с  высоким  уровнем  речевого   развития,   хорошим развитием памяти на фоне не достаточного развития восприятия и  мышления.  У таких детей  речь  развивается  рано  и  интенсивно. В  то  же  время, предпочитая чисто  вербальное  общение  со  взрослыми,  дети  не  достаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с  родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит  к  односторонности  в  развитии мышления,  неумению  работать  по  образцу,  соотносить  свои   действия   с заданными способами и некоторыми другими  особенностями,  что  не  позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми  заключается  в обучении  видам  деятельности,  характерным  дошкольного  возраста  –  игре, конструированию,  рисованию,  т.е.  тем,  которые   соответствуют   развитию мышления. В дошкольном возрасте  ребенок уже  должен  обладать  развитой  учебной мотивацией. Поступление  ребенка  в  школу  связано  с  возникновением  важнейшего личностного новообразования –  внутренней  позиции.  Это  тот  мотивационный центр,  который  обеспечивает  направленность   ребенка   на   учебу, его эмоционально-положительное отношение  к  школе,  стремление  соответствовать образцу хорошего ученика.

       Многие   педагоги и  психологи связывают с готовностью к школьному обучению успешную адаптацию ребенка в  1классе. Адаптация в 1 классе – особый  и  сложный  период  адаптации  в  жизни ребенка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид  деятельности – учебную,  изменяется  социальное  окружение  –  появляются  одноклассники, учителя и  школа, изменяется уклад его жизни. Ребенок, психологически  не  готовый  к обучению в том или ином  аспекте  школьной  зрелости,  испытывает  трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован. Под  школьной   дезадаптацией   понимается некоторая   совокупность признаков,   свидетельствующих   признаков   о   несоответствии   социально- психологического и психофизического  статуса  ребенка  требованиям  ситуации школьного   обучения, овладение   которой   по   ряду   причин   становится затруднительным   или, в крайних  случаях,   невозможным. Нарушения психического  развития  приводит  к  тем  или   иным   нарушениям   школьной адаптации.

Выводы

      1. Под психологической готовностью  к  школьному  обучению  понимается

необходимость и достаточный уровень психологического  развития  ребенка  для

освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

      Психологическая готовность к школьному  обучению  определяется  прежде

всего для  выявления  детей,  не  готовых  к  школьному  обучению,  с  целью

проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику  школьной  неуспеваемости и дезадаптации.

      2. Под писхофизической готовностью  понимается  физическое  созревание

ребенка, а также созревание структур мозга,  обеспечивающее  соответствующих

возрастной норме уровня развития психических процессов.

      Под  интеллектуальной  готовностью  понимается  развитие  мыслительных

процессов – способность обобщать, сравнивать объекты,  классифицировать  их,

выделять  существенные  признаки,  делать  выводы.  У  ребенка  должна  быть

определенная широта представлений, в  том  числе  образных  и  нравственных,

соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

      Под  личностной  готовностью  понимается  наличие   развитой   учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности.

 У ребенка должна  быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная  и  волевая  устойчивость,  на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

      Несформированность одного из компонентов школьной готовности  является

не благоприятным вариантом развития и ведет к  затруднениям  в  адаптации  к

школе: в учебной и социально-психологической сфере.

      Для подготовки  ребенка  к  успешному  школьному  обучению  существуют

различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к  школе,

диагностика школьной готовности и подготовка до школы.

Информацию подготовила:

воспитатель Матукевич Анастасия Александровна