cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Страница 2

1

Страница 3

2
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. 3
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………… 4
1.1. Пояснительная записка……………………………………… 4
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы………………………. 4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы………… 5
1.1.3. Значимые для разрабо тки и реализации Программы
харак теристики………………………………………………………

7
1.2. Планируемые результаты освоения Программы ………. 10
1.3. Диагностика …………………………………………………….. 11
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………….. 14
2.1. Образовательные технологии и формы работы………………… 14
2.2. Модули программы………………………………………………. 14
Тематическое планирование «Система работы по ранней
профориентации на профессии железнодорожного транспорта» …

15
2.3. Младший возраст………………………………………………. 15
2.4. Средний возраст………………………………………………… 17
2.5. Старший возраст (5 -6 лет) …………………………………….. 20
2.6. Старший возраст (6 -7 лет) …………………………………….. 23
2.7. Взаимодействие с родителями в работе по ранней
профориентации на профессии железнодорожного транспорта …

26
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………….. 27
3.1. Материально -техническое обеспечение Программы………….. 27
3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания.. 27
3.3. Режим организации образовательной деятельности …………... 27
3.4. Особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий………………………………………………………

28
3.5. Особенности организации развивающей предметно -
пространственной среды ………………………………………………

29
РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………. 30
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….. 31

Страница 4

3
ВВЕДЕНИЕ.
В современном государстве вопросу профориентационной работы
стали уделять больше внимания на всех ступенях образования. Начиная с
2022 года Министерство просвещения запустило национальный проект
«Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6 -11
классов, когда у подростков уже сформированы жизненные приоритеты и
ценности. В своих трудах Климов Е.А. «Психология профессиональ -
ного самоопределения» определил дошкольный возраст как стадию до про -
фессионального развития от 2-х до 12 лет. Ведь именно в детском возрасте
происходит активная социализация детей, формирование у ребенка эмоци -
онального отношения к миру, в том числе и профессий и возможность про -
бовать себя в различных видах деятельности через игру.
Дошкольное образование является первым уровнем общего образова -
ния. Во ФГОС дошкольного обра зования объясняется, что «социально -ком -
муникативное развитие ребенка направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая … формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества». Ранняя профориентация детей до -
школьного возраста – начальный этап подготовки ребенка к выбору буду -
щей профессии, который объединяет в себе два понятия – профессиональ -
ное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий)
и профессиональное воспитание (формирование у де тей интереса к труду,
трудолюбия). Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок на
этапе дошкольного образования, тем больше он будет знать и оценивать
свои возможности в более старшем возрасте
В Программе действий по повышению качества общего образования в
частных образовательных учреждениях в ОАО «РЖД» до 2030 года от 30
марта2021 г. № 658/р одной из стратегических задач является: усиление
профориентационной составляющей в педагогическом процессе, а также
использование цифровых образовательных технологий в процессе обуче -
ния. В методических рекомендациях «Об усилении железнодорожной
направленности в работе дошкольных образовательных учреждений» под -
черкивается: «… Педагогические коллективы призваны не только растить
физически и духовно здоров ое молодое поколение, прививать детям трудо -
любие, формировать у них активную жизненную позицию, высокие мо -
ральные качества, но и с ранних лет готовить надежную смену нынешним
труженикам стальным магистралей. Воспитывать любовь и уважение к
труду железнодорожника, знакомить с историей, традициями, славными
делами железных дорог страны, с профессиями их родителей». отношения
и приобретает первичный опыт различных видов труда.

Страница 5

4
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профес сии за -
ключается не в навязывании ребенку того, кем, по мнению взрослых, он
должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами
труда и группами профессий. Холдинг ОАО «РЖД» в этом отношении яв -
ляется уникальной открытой системой. В ней объединены разнообразные
направления профессиональной деятельности: профессии, связанные с пе -
ревозкой и обслуживанием пассажиров, грузов, образованием сотрудников
и их детей, медицинские услуги, управленческая деятельность, экология,
юриспруденция и т.д. Работа каждого сотрудника важна для компании.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования социально -профессиональ -
ного направления выстроена на основе регионального компонента, с уче -
том ведомственной принадлежности дошкольного учреждения к откры -
тому акционерному обществу «Российские железные дороги».
Программа разработана в соответствии с нормативно -правовыми до -
кументами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образо вании в
Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 41, ст. 6959)
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14
ноября 2013 г с изменением от 8 ноября.2022 г. № 955)
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(утверждена приказом Министерства просвещения Российской Феде -
рации от 25 ноября 2022 г. № 1028).
- Санитарно -эпидемиологические требования - Санитарные правила
СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические требования к орга -
низациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и мо -
лодежи», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующим до 1 ян -
варя 2027 г.
- Концепция развития системы дошкольного и общего образования
ОАО «РЖД»;
- Устав частного дошкольного образовательного учреждения «Детский

Страница 6

5
сад № 163 открытого акционерного общества «Российские железные
дороги» утверждён распоряжением ОАО «РЖД», от 2 сентября 2015
года № 2166р
Программа дополнительного образования сада № 163 ОА О «РЖД»
предназначена для реализации в группах для детей от 3 лет до 7 лет.
Нормативный срок освоения Программы – 4 года.

1.1.1. Цель и задачи Программы
Цель программы – создание условий для ранней профориентации детей
дошкольного возраста в мире железной дороги.
Задачи программы:
- Формировать у дошкольников представления о многообразии профессий
(основных и смежных) на железной дороге, структуре трудового процесса,
его результатах и общественной значимости.
- Развивать познавательно -игровой опыт, связанного с отображением разных
аспектов профессиональной деятельности родителей.
- Способствовать формированию у детей основ ценностного отношения, ува -
жения, интереса к выбранной родителями профессии, гордости за их успехи,
желание быть похожими на них при дальнейшем выборе своей будущей тру -
довой деятельности.
- Формировать основы социальной навигации и безопасного поведения на
объектах железнодорожного транспорта.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы формирования Программы:
Содержание настоящей Программы соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответ -
ствии с принципами дошкольного образования, определёнными Федераль -
ным государственным образовательным стандартом дошкольного образо -
вания:
1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенче -
ского, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплифика -
ция) детского развития;
2. построение образовательной деятельности на основе индивидуаль -
ных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок стано -
вится активным в выборе содержания своего образования, стано -
вится субъектом образования;
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка

Страница 7

6
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. сотрудничество дошкольной организации с семьей;
6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
7. формирование познавательных интересов и познавательных дей -
ствий ребенка в различных видах деятельности;
8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. учет этнокультурной ситуации развития детей.

Подходы к формированию Программы:
Личностно -ориентированный подход – организация образовательного про -
цесса на основе последовательного отношения педагога к ребенку как к лич -
ности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного раз -
вития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
Системный подход – относительно самостоятельные компоненты воспита -
тельно -образовательного процесса объединяются в единую систему, объеди -
ненных общей целью
Средовой подход – использование возможностей внутренней и внешней
среды образоват ельной организации в воспитании и развитии личности ре -
бенка.
Деятельностный подход – организация образовательной деятельности, при
которой ребенок является активным участником с учетом характерных для
его возраста видах деятельности.

Страница 8

7
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характери -
стики.
Характеристики особенностей развития детей
Младший дошкольный возраст 3-4 года.
В возрасте 3 -4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного
круга. Его общение становится внеситуативным . В младшем дошкольном
возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка
— носитель определенной общественной функции. Желание ребенка вы -
полнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают
игровыми действиями с игрушками и предметами заместителями, приобре -
тают первичные умения ролевого поведения. Сюжеты игр простые, нераз -
вернутые, содержащие одну -две роли.
Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется про -
явлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к
воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам.
Дети 3 — 4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, свя -
занные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно»,
«нельзя»).
В 3 года дошколь ник знаком с предметами ближайшего окружения,
их назначением, с назначением некоторых общественнобытовых зданий (в
магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь);
имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая ма -
ши на, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некото -
рых профессиях (врач, шофер, дворник).
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его
устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого
возраста мож ет сосредоточиться в течение 10 — 15 минут, но привлекатель -
ное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосред -
ственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети со -
храняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их па -
мяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2 — 3
новых слова, рассмешивших или огорчивших его).
Средний дошкольный возраст (4 — 5 лет).
Этот возраст можно охарактеризовать любознательный ребенок. До -
школьник активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир
человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4 — 5
лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя
последовательность этих действий уже соответствует реальной действи -
тельности. В этом возрасте происходит развитие инициативности и

Страница 9

8
самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети
продолжают сотрудничать со взрослым и в практических делах (совместные
игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному
общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? Зачем?
Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познава -
тельного хара ктера
Дети 4 — 5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила по -
ведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представ -
ления о том, как надо и не надо себя вести. Дети хорошо выделяют несоот -
ветствие нормам и правилам не только в повед ении другого, но и в своем
собственном.
К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее
распространенных мужских и женских профессий.
Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать
предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте по -
степенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим
Старший дошкольный возраст (5 — 6 лет).
Ребенок 5— 6 лет стремится познать себя и другого человека как пред -
ставителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в
социальном поведении и взаимоотношениях людей. Возраст 5— 6 лет
можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (про -
дуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятель -
ность, отделяясь от практической д еятельности и предваряя ее. Вне игры
общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о
том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно
слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений
об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремле -
нию задавать вопросы и экспериментировать.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка
5— 6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения,
преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным
встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышле -
ния, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (пред -
восхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и по -
ступков и действий, и поступков других людей.
Старший дошкольный возраст (6 — 7 лет).
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчи -
вость непроизвольного внимания , что приводит к меньшей отвлекаемости

Страница 10

9
детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от
ее привлекательности для него. Возможность успешно совершать действия
классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в про -
цесс мышления все более активно включается речь. Использование ребен -
ком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков
предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Дошкольник
внимательно слушает рассказы ро дителей о том, что у них произошло на
работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с не -
знакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети,
кем они работают и т. п.
В играх дети 6 — 7 лет способны отражать достаточно с ложные соци -
альные события. В игре может быть несколько центров, в каждом из кото -
рых отражается та или иная сюжетная линия.
Мотивационная сфера дошкольников 6 — 7 лет расширяется за счет раз -
вития таких социальных мотивов, как познавательные, про социаль ные (по -
буждающие делать добро), самореализации.
Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями
о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально - нравственных пред -
ставлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои
поступки. обладает устойчивыми социально - нравственными чувства и
эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект дея -
тельности и поведения.

Страница 11

10
1.2. Планируемые результ аты освоения Программы
В результате освоения Программы на этапе завершения дошкольного образо -
вания предполагается:
- у ребенка сформированы представления о разнообразии основных же -
лезнодорожных и смежных профессий холдинга ОАО «РЖД»; видах же -
лезнодорожного транспорта, его назначение; роли современной тех -
ники и механизмов, облегчающих труд железнодорожников;
- ребенок умеет соотносит результаты труда и набор трудовых процессов
с названием профессии;
- ребенок включает в игровой сюжет деятельность людей, работающих
на железной дороге, отображая несколько сюжетных линий;
- ребенок проявляет интерес к истории железной дороги (ее настоящему
и будущему) в стране, родном городе;
- ребенок проявляет ценностное отношение к труду других людей и его
результатам; гордится выбранной профессией родителей, понимая ее
важность;
- ребенок способен к осуществлению социальной навигации и соблюде -
нию правил безопасного поведения на объектах железнодорожного
транспорта и ее инфраструктуры.

Страница 12


1. 3. Диагностика.
Диагностика по выявлению уровня профориентационной подготовки детей проводится со среднего дошкольного возраста,
на основе рекомендаций Блохина Е.В., Якунина Т.В. Программа «Железнодорожные традиции в воспитании дошкольни -
ков». - Пиар -Пресс 2008г
Таблица «Представление детей о работе железнодорожного транспорта, профессиях связанного с ним»

Критерий Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Знание об объектах
железной дороги
- Различает и называет, что изображено
на картинке железная дорога, поезд,
вокзал, железнодорожный мост.
- Знает, для чего нужен вокзал.
- Знает название станции «Новоси -
бирск - Главный»
- Знает название железнодорожных объектов (вокзал,
железнодорожные станции, рельсы, депо, железнодо -
рожные мосты)
- Знает название крупных железнодорожных станций, и
вокзалов Новосибирска.
- Знает название крупных направлений ЗСЖД (Новоси -
бирская, Кемеровская, Омская, Алтайская железная
дорога)
Умение различать и
называть виды же -
лезнодорожного
транспорта
- Различает и называет виды поездов
(пассажирский, грузовой)
- Имеет представления о купе, о пред -
метах, находящихся в нем (нижние и
верхние полки, столик, постельные
принадлежности)
- Различает и называет виды поездов (пассажирский,
грузовой, специальный)
- Имеет представление о роли современной техники, ма -
шин, механизмов в трудовой деятельности железнодо -
рожников
Знание
железнодорожных
профессий
- Имеет простейшие представления о
железнодорожных профессиях (кас -
сир, машинист, проводник).
- Проявляет устойчивый интерес кже -
лезнодорожным профессиям.
- Имеет представления о разнообразии железнодорож -
ных профессий
- Имеет представление о роли труда железнодорожни -
ков
- Проявляет устойчивый интерес кжелезнодорожным
профессиям.

Страница 13

12
Знание о взаимосвя -
зях людей разных
профессий на при -
мере холдинга ОАО
«РЖД»
- Имеет представления о работе сотруд -
ников детского сада, сотрудников
больницы РЖД
- Имеет обобщенное представление о связи труда лю -
дей разных профессий
Знание правил пове -
дения на железной
дороге
- Знает и соблюдает правила поведения
на железной дороге, в вокзале, в ва -
гоне поезда.
- Имеет представления о железнодо -
рожном переезде, семафоре, железно -
дорожном мосте для пешеходов
- Знает и умеет объяснить правила поведения на желез -
нодорожном транспорте
- Знает и называет знаки, связанные с обеспечением без -
опасности на железнодорожных объектах.
Умеет отражать по -
лученные знания в
игре.
- Включает в игровой процесс деятель -
ность людей железнодорожных про -
фессий
- Обустраивает место для игры, подби -
рает необходимые атрибуты.
- Включает в игровой процесс деятельность людей раз -
личных железнодорожных профессий и направлений
- Моделирует необходимую для игры среду.
- Активен в различных играх железнодорожной тема -
тики.
История железной
дороги
- Имеет общее представление о развитии железной до -
роги
- Знание о железной дороге в годы ВОВ.
Показатель «уровень сформирован» наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности
со взрослым. У ребенка сформированы понятия о профессиях, обладает знаниями об основных профессиях, их особенно -
стях, значении для человека. Выражено положительное отношение к труду взрослых и профессии, устойчивый интерес к
трудовой деятельности. Ребенок о тразил свое желание овладеть определенной профессией и сумел обосновать свой вы -
бор, активно участвует в трудовой деятельности, проявляет трудовые навыки. У ребенка развито чувство ответственности,
активность, желание помочь в трудовом процессе.
Показатель «уровень находится в стадии формирования» проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных
ситуаций: дошкольник справляется с заданием с помощью взрослого (наводящие вопросы, показ действий). Дети имеют

Страница 14

13
понятия и представления о профессиях, но они затрудняются в определении особенностей профессий. Знают значение
профессий для человека. Положительно относятся к труду взрослых и профессиям. Однако интерес к трудовой деятель -
ности ровный, неглубокий. Задумываются о будущей профессии, но выбор обосновать не могут. Выполняют задания по
участию в трудовом процессе. Задания выполняют ответственно, но не проявляют при этом активности и творческого
подхода.
Показатель «уровень не сформирован» свидетельствует, что воспитанник не проявляет интереса ни к одной из ситуации,
не дает положительных ответов при общении с педагогом. Представления детей о трудовой деятельности человека недо -
статочно полные. Названные профессии они характери зуют, но не понимают их роли для человека. Дети не проявляются
интереса ни к трудовой деятельности взрослых, ни к их профессиям. Участвуют в трудовой деятельности только вместе с
воспитателем.

Страница 15


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Образовательные технологии и формы работы.
Существуют разные подходы к приобщению ребенка к трудовому миру
взрослых: через ознакомление с трудом взрослых; через овладение детьми тру -
довыми навыками и операциями; через интерес к личности взрослого чело -
века, отношение к нему.
Для организации образовательной деятельности по ранней профориен -
тации воспитанников используется формы работы с детьми в соответствии с
видом детской деятельности:
- Игровая деятельность (сюжетно -ролевая, строительно -конструктивная,
дидактическая, подвижная).
- Общение со взрослыми (беседа, рассказывание, чтение, пересказ).
- Речевая.
- Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, констру -
ирование).
- Элементарная трудовая деятельность.
- Двигательная деятельность.
- Музыкальная деятельность.
Организация данных видов деятельности осуществляется в образовательной
деятельности разных видов и культурных практик:
- Проектный метод.
- Игры.
- Досуги и развлечения.
- Квест -игры.
- Викторины.
- Экскурсии (в том числе и виртуальные)
- Выставка.
- Акция.

2.2. Содержание образовательной деятельности в программе разработано
для четырех возрастных групп (младшей, средней, старшей и подготовитель -
ной к школе группе). Начиная со среднего возраста Программа имеет свои
модули:
- Профессии холдинга ОАО «РЖД».
- Железнодор ожный транспорт (подвижной состав и железнодорожный
путь) и его инфраструктура (депо, переезды)
- Достопримечательности (вокзалы и мосты)
- Безопасность на объектах железнодорожного транспорта.

Страница 16

15
2.3. Тематическое планирование «Система работы по ранней профориен -
тации на профессии железнодорожного транспорта». Младший возраст.
Месяц Тема Цель
Сентябрь Чтение стихотворе -
ния Э. Мошковской
«Мчится поезд»
Учить слушать стихотворение, проговаривать
с взрослым строки художественного произве -
дение
Игровое упражнение
«Поезд».
Дать понятие - что поезд едет по рельсам; по -
езд очень длинный и состоит из вагонов, ко -
торые везут пассажиров
Октябрь Прослушивание и
подпевание песни
«Голубой вагон»
Э.Успенский
Учить детей внимательно слушать музыкаль -
ное произведение, по мере запоминания тек -
ста песни, подпевать.
Беседа «Железная
дорога для парово -
зика»
Развивать представления детей о железной
дороге и ее значении активизировать словар -
ный запас детей: употребление слов «поезд»,
«рельсы», «шпалы».
Ноябрь Волина Т. «Загудел
паровоз»
Познакомить с новым произведением о же -
лезнодорожном транспорте
Игра «Помоги паро -
возику добраться до
станции»
Учить ориентироваться в пространстве.
Декабрь Песенка – игра
«Паровозик»
Г.Ф.Вихарёва;
Знакомить с песней про паровоз, учить им -
провизации танцевальных движений, разви -
вать танцевальное творчество
Сюжетно - дидакти -
ческая игра «Как ве -
сти себя в поезде
Дать представления детям о правильном по -
ведении в поезде; совершенствовать двига -
тельные навыки; воспитывать культуру пове -
дения в общественных местах
Январь Инсценировка по
стихотворению А.
Введенского
«Песня машиниста»
Создать хорошее настроение, интерес к пер -
сонажу , желание инсценировать стихотворе -
ние
Музыкально – ди -
дактическая игра
«Как гудят поезда –
маленькие и боль -
шие»
Учить различать по звучанию, какой гудит
паровоз

Страница 17

16
Февраль Чтение стихотворе -
ния Нарзиллаев Н.
«Машинист»
Развивать интерес к труду железнодорожни -
ков.
Беседа «Мои роди -
тели - железнодо -
рожники». Рассмат -
ривание фотографий
Знакомить с профессиями родителей на же -
лезной дороге; воспитывать активный инте -
рес к трудовой деятельности родителей
Март Слова и музыка М.Х.
Шадовой «Паровоз»
Познакомить с песней о железнодорожном
вокзале
Подвижная игра
«Железная дорога»
Развивать у детей самостоятельную двига -
тельную активность; приучать детей действо -
вать согласованно и по сигналу.



Апрель
«Правила безопас -
ного поведения на
железной дороге»
Продолжать знакомить детей с правилами
поведения и безопасности на железной до -
роге.
Конструирование
«Железнодорожный
мост» (из строитель -
ного материала)
Развивать творческие способности детей,
учить обыгрывать постройку




Май
Сюжетно -ролевая
игра «Железная до -
рога»
Учить коллективно придумывать сюжет
игры; поддерживать ролевой диалог; разви -
вать игровые умения и воображения; воспи -
тывать положительные взаимоотношения
между детьми
Музыкально – ди -
дактическое упраж -
нение «Паровозик из
Ромашково»
Учить действовать, согласно меняющейся
мелодии

Страница 18


2.4. Тематическое планирование «Система работы по ранней профориентации на профессии железнодорожного
транспорта». Средний возраст.
Месяц Блок Средний возраст Задачи

Сентябрь

На чем мы путеше -
ствуем
Путешествие с паровози -
ком.
Воспитывать интерес к железнодорожному транспорту. Дать
понятие, что поезд очень длинный и состоит из вагонов, кото -
рые везут пассажиров. Закреплять у детей умение поддержи -
вать беседу.
Железнодорожный
транспорт. Виды
транспорта.
Разучивание стихотворения
Е. Благининой «Паровоз»
Развивать художественно -речевые и исполнительские умения
(выразительное чтение наизусть), учить наклеивать заранее
подготовленные «вагончики», работать сообща

Октябрь
Профессии. Машинист - друг парово -
зика
Знакомить детей с профессией машиниста, воспитывать ува -
жение к работникам железной дороги.
Безопасность на
железной дороге
Везде и всюду правила. Учить с детьми правила безопасного поведения на объектах
железнодорожного транспорта

Ноябрь

Устройство поезда. Дружно едем мы в вагоне.
Конструирование поезда
Закреплять знания детей о составе поезда.
Профессии (кто по -
могает пассажи -
рам).
Проводник – помощник па -
ровозика.
Знакомить детей с профессией проводница, начальник поезда.

Де
-
кабрь
Безопасность на
железной дороге.
Безопасность «Как вести
себя в пассажирском ва -
гоне»
Учить с детьми правила безопасного поведения на объектах
железнодорожного транспорта

Страница 19

18
Новый год спешит
на поезде
Игра «Как паровозик на ёлку
спешил»
Формировать интерес к придумыванию совместной сказки

Январь

Архитектура. Вок -
залы.
Вокзал – ворота Города Расширять представления детей об архитектуре Новосибир -
ска.
Профессии (кто ра -
ботает на вокзале)
Мы покупаем билеты. Сю -
жетно -ролевая игра «Мы
едем в гости на поезде»
Учить коллективно придумывать сюжет игры; поддерживать
ролевой диалог; развивать игровые умения и воображения.

Февраль

Профессии. Паровозик наш едет, колеса
стучат.
Расширять представления дней о том, что железнодорожный
транспорт едет по рельсам.
Профессии моих
родителей
Мои родители работают на
железной дороге. Создание
уголка в приемной «Семей -
ная династия»
Знакомить с профессиями родителей на железной дороге; вос -
питывать активный интерес к трудовой деятельности родите -
лей

Март

Безопасность Остановки для паровозика.
Перрон — это не место для
игры.
Знакомить детей с понятием перрон – место, где останавлива -
ются поезда. Развивать внимание, интерес к железной дороге.
Поезда спешат на
помощь.
Депо - дом для паровозов Расширять представление детей о мастерских, где ремонти -
руют паровозы – депо. Развивать интерес к профессиям желез -
нодорожного транспорта.

Апрель
Безопасность. До -
рожные знаки
Чтение: Сказки старого се -
мафора» Т. Михайлова
«Неожиданная остановка».
Что такое семафор.
Вызвать интерес к новым знаниям о железной дороге; форми -
ровать представления о передвижении по железной дороге

Страница 20

19
Архитектура. Же -
лезнодорожные мо -
сты
Железнодорожные мосты.
Экскурсия на мост
Расширять представление детей о назначении архитектурных
сооружений: железнодорожный мост – место безопасного пе -
рехода через железнодорожные пути.

Май

Славный труд на
железной дороге
Знаки и символы железной
дороги. Путешествие из дет -
ства в профессию железной
дороги
Знакомство детей с музеем, его историко -культурным значе -
нием, с разными видами музеев, с понятием «экспонат»
Безопасность Правила надо соблюдать Соблюдать правила поведения на железнодорожных объектах
(на перроне, при переходе железнодорожных путей, на вок -
зале)

Страница 21

20
2.5. Тематическое планирование «Система работы по ранней профориентации на профессии железнодорожного
транспорта». Старший возраст (5 -6 лет).
Месяц Блок Старший возраст (5 -6 лет) Программное содержание

Сентябрь

На чем мы путе -
шествуем
Железная дорога не только рельсы и
поезда.
Формировать представлений о том, что отделение же -
лезной дороги – это целый комплекс предприятий и
учреждений, обеспечивающих работу железнодорож -
ного транспорта.
Железнодорож -
ный транспорт.
Пассажирский железнодорожный
транспорт
Формировать у детей представление о разных видах
пассажирского железнодорожного транспорта (даль -
ние расстояния – поезд, по области Новосибирска -
Электричка).

Октябрь

Профессии. Кто водит поезда Продолжать формировать и расширять представления
детей о труде людей на железной дороге. Профессии:
машинист, помощник машиниста)
Безопасность на
железной дороге
Встреча с сотрудником линейного
отдела полиции «Платформа не ме -
сто для игр». Просмотр мультфильма
«Правила поведения на железной до -
роге»
Обогащать знания детей о безопасном поведении на
железной дороге.

Ноябрь

Устройство по -
езда.
Дружно едут пассажиры. Знакомить детей с видами пассажирских вагонов (ку -
пейный, плацкартный)
Профессии Помощники в дороге – проводник,
начальник поезда.
Продолжать знакомить детей с профессиями железно -
дорожной магистрали, уточнить и расширить пред -
ставления профессиях (проводник, начальник поезда)

Страница 22

21
Сюжетно -ролевая игра «Мы путеше -
ствуем на поезде»


Декабрь

Безопасность на
железной дороге.
Беседа с использованием мульт -
фильма «Правила поведения в по -
езде»
Продолжать знакомить детей с основными правилами
безопасного поведения на железной дороге.
Новый год спешит
на поезде
Экскурсионный поезд Деда Мороза Формировать у детей представление о разных видах
железнодорожного транспорта (экскурсионные по -
езда)

Январь

Архитектура.
Вокзалы.
Вокзалы Новосибирска.
Экскурсия на вокзал Новосибирск -
Главный
Расширять представления детей об объектах железно -
дорожной отросли: вокзалах, их назначении. Разви -
вать интерес к истории железной дороги.
Профессии Порядок на вокзале.
Просмотр видеофильма «День рож -
дения вокзала»
Продолжать формировать и расширять представления
детей о труде людей на железной дороге. Расширять
представления о профессиях на вокзале (билетный
кассир, начальник станции, дикт ор станционного ра -
дио)

Февраль

Профессии. Кто ремонтирует рельсы. Воспитывать уважение к профессиям людей, обслу -
живающих подвижной состав. Знакомить с професси -
ями: осмотрщик пути, ремонтник пути.
Профессии моих
родителей
Организация встречи родителей и
детей «Профессия родителей на же -
лезной дороге»
Воспитывать уважение, чувство гордости за своих
родителей и людей, работающих на железной дороге.

Март
Безопасность Беседа с использованием мульт -
фильма «Правила перехода через же -
лезнодорожные пути»
Обогащать знания детей о безопасном поведении на
железной дороге. Продолжать знакомить детей с ос -
новными правилами безопасного поведения на желез -
ной дороге.

Страница 23

22
Поезда спешат на
помощь.
Поезда специального назначения:
почтовый поезд. Ремонт поездов в
депо.
Формировать у детей представление о разных видах
железнодорожного транспорта (почтовый поезд). Рас -
ширять представление о том, как, где и кто ремонти -
рует поезда. Знакомить с профессией механик по ре -
мо нту состава.

Апрель

Безопасность. До -
рожные знаки
Говорящие знаки на железной до -
роге: семафор и переезд
Уточнить представление о сигналах, регулирующих
движение на железной дороге. Уточнять представле -
ния о работе семафора и переезда железнодорожного.
Расширять представления о правилах поведения на
железной дороге.
Архитектура. Же -
лезнодорожные
мосты
Новосибирский железнодорожный
мост – начало нашего города.
Расширять представление о мостах -как архитектур -
ных сооружениях.

Май

Славный труд на
железной дороге
Возложение цветов к мемориалу
Славы труженикам тыла 1941 -45 гг.
Формировать понимание того, что работа на железной
дороге нужна и ответственна; развивать интерес к
железнодорожным профессиям.
Безопасность Викторина «Железная дорога – детям
не игрушка» с использованием ИКТ
Обогащать знания детей о безопасном поведении на
железной дороге. Продолжать знакомить детей с ос -
новными правилами безопасного поведения на желез -
ной дороге.

Страница 24

23
2.6. Тематическое планирование «Система работы по ранней профориентации на профессии железнодорожного
транспорта». Старший возраст (6 -7 лет).


Месяц
Блок Старший возраст (6 -7 лет) Программное содержание

Сентябрь

На чем мы
путеше -
ствуем
Интерактивные занятия с детьми
«История железной дороги» сов -
местно с библиотекой им. Коше -
вого
Знакомить с прошлым и настоящим железной дороги. Формиро -
вать представлений о том, что отделение железной дороги – это
целый комплекс предприятий и учреждений, обеспечивающих
работу железнодорожного транспорта.
Железнодо -
рожный
транспорт.
Железнодорожный транспорт Формировать у детей представление о разных видах железнодо -
рожного транспорта (пассажирский и грузовой).

Октябрь

Профессии. Чтобы поезд тронулся в путь. Продолжать формировать и расширять представления детей о
труде людей на железной дороге. Профессии: машинист, помощ -
ник машиниста, диспетчер железнодорожного движения
Безопасность
на железной
дороге
Экскурсия на привокзальную
площадь. Акция «Соблюдайте
правила на железной дороге»
Обогащать знания детей о безопасном поведении на железной
дороге. Привлекать к социальным акциям.

Ноябрь

Устройство
поезда.
Едем в поезде комфортно Знакомить детей с устройством поезда (локомотив, вагон), ви -
дами пассажирских вагонов (купейный, плацкартный, СВ)
Профессии Помощники пассажиров в пути.
Сюжетно -ролевая игра «Мы пу -
тешествуем на поезде»
Продолжать знакомить детей с профессиями железнодорожной
магистрали, уточнить и расширить представления профессиях
(проводник, начальник поезда)

Страница 25

24

Декабрь

Безопасность
на железной
дороге.
Беседа с использованием мульт -
фильма «Очень быстро поезд
мчится»
Продолжать знакомить детей с основными правилами безопас -
ного поведения на железной дороге.
Новый год
спешит на
поезде
Экскурсии на поездах в празд -
ники.
Формировать у детей представление о разных видах железнодо -
рожного транспорта (экскурсионные поезда, экскурсионные
туры на поездах)

Январь

Архитектура.
Вокзалы.
Вокзалы Новосибирской обла -
сти.
Экскурсия в выставочный центр
ЗСЖД «История вокзала «Обь»
Расширять представления детей об объектах железнодорожной
отросли: станциях, вокзалах, их назначении. Развивать интерес к
истории железной дороги.
Профессии Вокзальные профессии. Продолжать формировать и расширять представления детей о
труде людей на железной дороге. Расширять представления о
профессиях на вокзале (дежурный по станции, диспетчер, билет -
ный кассир). Знакомить с сервисом и обслуживанием пассажи -
ров на вокзале (продавец, повар , уборщик, носильщик)

Февраль

Профессии Чтобы поезд быстро мчался. Воспитывать уважение к профессиям людей, обслуживающих
подвижной состав. Знакомить с профессиями: путевые специа -
листы, электромонтер, электромеханик, вагонники.
Профессии Профессии моих родителей. Ор -
ганизация встречи родителей и
детей «Профессия родителей на
железной дороге»
Воспитывать уважение, чувство гордости за своих родителей и
людей, работающих на железной дороге.

Март

Безопасность Беседа с использованием мульт -
фильма «Будь внимателен, же -
лезная дорога»
Обогащать знания детей о безопасном поведении на железной
дороге.
Продолжать знакомить детей с основными правилами безопас -
ного поведения на железной дороге.

Страница 26

25
Железнодо -
рожный
транспорт.
Поезда специального назначе -
ния
Формировать у детей представление о разных видах железнодо -
рожного транспорта (почтовый поезд, пожарный поезд, бронепо -
езд)

Апрель

Безопас -
ность. До -
рожные
знаки
Говорящие знаки на железной
дороге. Профессия «Сигналист»
Уточнить представление о сигналах, регулирующих движение
на железной дороге. Уточнять представления о работе светофо -
ров и семафоров, знакомить с элементами переезда железнодо -
рожного, профессией «Сигналист». Расширять представления о
правилах поведения на железной дороге.
Архитектура.
Железнодо -
рожные мо -
сты
Кто строит мосты. Расширять представление о мостах -как архитектурных сооруже -
ниях.
Продолжать знакомить детей профессиями людей, работающих
на железной дороге (инженер путей и путепроводов).

Май

Славный
труд на же -
лезной до -
роге
Экскурсия в Музей истории
ЗСЖД «Железная дорога во
время ВОВ»
Формировать понимание того, что работа на железной дороге
нужна и ответственна; развивать интерес к
железнодорожным профессиям.
Безопасность Беседа с использованием мульт -
фильма «Опасные провода»,
«Зацепинг»
Обогащать знания детей о безопасном поведении на железной
дороге.
Продолжать знакомить детей с основными правилами безопас -
ного поведения на железной дороге.

Страница 27


2.7. Формы работы с родителями по ранней профориентации дошколь -
ников:
Основной целью взаимодействия педагогов и родителей (законных
представителей) детей дошкольного возраста является «установление довери -
тельного делового контакта» между семьей и ДОО.
Основные направления формы работы с семьями воспитанников

Направления работы Формы взаимодействия
Диагностико - аналити -
ческое направление.
1. Анкетирование родителей «Железнодорож -
ная династия»
2. Опросы родителей «Ранняя профориентация
дошкольников
Просветительское
направление.
1. Информирование родителей по вопросам ран -
ней профориентации:
- родительские собрания;
- консультация «Роль семьи и детского сада
в воспитании будущего железнодорож -
ника»
- выставки книг «Детям о железной дороге»
- оформление материала в приемных, в со -
циальных сетях на тему «Безопасность на
железной дороге»
2. Формирование у родителей практического
опыта педагогических действий:
- мастер -класс «Организация РППС»;
- создание книги «Моя династия»
3. Вовлечение родителей в совместную дея -
тельность с детьми
- привлечение родителей к проведению экс -
курсий на предприятия железнодорожного
транспорта;
- презентация совместных проектов «Мои
родители железнодорожники»
- совместный праздник «День железнодо -
рожника»
- проведение совместных развлечений;
- участие в творческих выставках, фотовы -
ставках.

Страница 28


III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ.
3.1. Материально -техническое обеспечение Программы:
Техническое обеспечение:
- ПК;
- программное обеспечение;
- экран;
- мультимедийный проектор;
- выход в Интернет .

3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания:

- карта Западно -Сибирская железная дорога;
- развивающий стенд «Российские железные дороги»
- книги по истории железной дороги
- энциклопедия «Большой словарь для детей. Железная дорога»
- наглядный материал: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др.;
- макеты электровозов;
- коллекция «Железнодорожные предметы»
- детская художественная литература;
- дидактические и наглядные пособия;
- методическая литература;
- фотоальбомы;
- аудиозаписи с песнями про железную дорогу, профе ссии.

3.3. Режим организации образовательной деятельности

Группа Совместная деятельность
Вторая млад -
шая группа
(3 -4 года)
Средняя
группа (4 -5
лет)
Старшая
группа (5 -6
лет)
Подготови -
тельная к
школе группа
(6 -7 лет)
Периодич -
ность
2 раза
в месяц
2 раза
в месяц
2 раза
в месяц
2 раза
в месяц
Продолжи -
тельность
Не более
15 мин
Не более
20 мин
Не более
25 мин
Не более
30 мин
Всего в год 18 18 18 18

Страница 29

28
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Месяц Событие Примерное содержание
Сентябрь День знаний Организация выставки детского
рисунка у шефов в Новосибир -
ской дистанции гражданских со -
оружений.
Октябрь Декада пожилых
людей
Концертная программы для вете -
ранов железнодорожников
Ноябрь День рождения
Деда Мороза
Встреча с волонтерами ЗСЖД
Декабрь Новый год Поздравление от шефов «Дед Мо -
роз гуляет на площадке»
Январь Отборочный этап
Патриотического
фестиваля «Во
славу вашу, за -
щитники!»
Совместная подготовка с семьями
воспитанников номеров к фести -
валю
Февраль - Март Тематическая не -
деля «Все про -
фессии важны»
Обновление и пополнении книги
«Династия железнодорожная»
Апрель Всемирный день
Здоровья
Общий флэш моб «Железная до -
рога за ЗОЖ»
Май День Победы Проведения занятия «Уроки му -
жества»
День Музея Посвящение воспитанников сред -
него возраста в железнодорож -
ники на базе выставочного центра
ЗСЖД.
Август День Железнодо -
рожника
Праздник совместно с родителями
воспитанников

Страница 30

29
3.5. Особенности организации развивающей предметно - пространствен -
ной среды
Развивающая предметно - пространственная среда представляет собой
единство специально организованного пространства. Так как детский сад яв -
ляется железнодорожным, то начиная со здания, прослеживается принадлеж -
ность к железной дороге. Стена здания украшена баннером «Паровозик из Ро -
машкова», в фойе детского сада организован уголок макет пригородного вок -
зала на станции «Новосибирск -Главный», пр едставлены экспонаты грузовых
поездов, магнитно -дидактическая игра «Вокзалы ЗСЖД». При организации
РППС актуально использовать технология макетирование.
Для организации железнодорожного уголка в младшем дошкольном воз -
расте важно учитывать возрастные особ енности, у детей преобладает
наглядно -действенный метод. Ребенку важно не сколько увидеть, сколько по -
трогать и включить в игру предмет. Наполнение: макет железной дороги, скон -
струированный из деревянного конструктора «Железная дорога»; игрушка по -
езда, где четко определено, где кабина, и где вагончики; главная игрушка в
уголке - кукла в железнодорожной форме (проводница, машинист).
В среднем дошкольном возрасте РППС по железнодорожному направ -
лению располагается не только в центре дорожной безопасности (игрушечная
железная дорога с макетом станции; наличие пассажирского и грузового по -
езда, железнодорожных знаков безопасного движения, фигурки людей). В цен -
тре познания расположен иллюстрированный дидактический материал «Фото -
графии людей известных железнодорожных профессий, фотографии профес -
сии родителей». Игрушкой уголка остается кукла в железнодорожной форме.
В книжном уголке размещается сказки и стихи про железную дорогу.
Для старшего возраст а особенность наполнения среды — это событий -
ность и игровой метод. В центре безопасности размещается макеты по дорож -
ной и железнодорожной тематике (станция, переезд, машины, инфраструктура
ближайшего окружения). Коллекционирование различных моделей локомоти -
вов. Дидактический материал представлен в виде альбомов по ознакомлению
детей с историей создания поездов и железной дороги, иллюстрациями круп -
ных вокзалов Новосибирска, Новосибирской области; альбом с описаниями
профессий родителей. В книжном уголке размещается печатные издания на
железнодорожную тематику (энциклопедии, сказки, загадки, кроссворды). В
центре познания и коммуникации - настольно -печатные игр с правилами без -
опасного поведения на железной дороге, игры - бродилки, лото «Профессии на
железной дороге». В конструктивном центре - алгоритмы построек различных
видов поездов. Центр игры наполнен атрибутами для организации сюжетно -
ролевых и театрализованных игр по железнодорожной тематике (большие
ширмы, железнодорожная и рабочая форма сопутствующих профессий).

Страница 31

30
РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Интернет -ресурсы
- Музей железных дорог России
URL :https://rzd -museum.ru/expositions https://www.youtube.com/watch?v=KUUtQdvlcPc

- Изучаем поезда и железнодорожный транспорт для детей / Обу -
чающее видео про железную дорогу
URL: https://www.youtube.com/watch?v=kjLwHp0eAk8
- Железнодорожный транспортдля детей. 3D мультик HD. Развивающее
видео про железную дорогу
URL: https://www.youtube.com/watch?v=sjxQdtwifVU
- Железнодорожные профессии - Проводник
URL: https://www.youtube.com/watch?v=H6c8DQrHSUE
- Железнодорожные профессии -Диспетчер
URL: https://www.youtube.com/watch?v=JkVis -wFqAY
- Железнодорожные профессии –Машинист
URL: https://www.youtube.com/watch?v=wUDdzvHE9iE
- Железнодорожные профессии. Слесарь по ремонту тягового подвиж -
ного состава
URL: https://www.youtube.com/watch?v=EaFN0AQa4g4
- Железнодорожные профессии -Слесарь по ремонту тягового состава
URL: https://www.youtube.com/watch?v=SCgk1XqSm2s
- Железнодорожные профессии - Дежурный по станции
https://www.youtube.com/watch?v=en3ka7_jmfM
- Железнодорожные профессии -Оператор сортировочной горки
URL: https://www.youtube.com/watch?v=1ToeUEJ5CUQ
- Железнодорожные профессии.Составитель поездов
URL: https://www.youtube.com/watch?v= L-CvQkieH7I
- Железнодорожные профессии - Осмотрщик вагонов
URL: https://www.youtube.com/watch?v=clI -U_bHMO8

Страница 32

31
ЛИТЕРАТУРА

1. Аверкина Е.К., Жорина Н.А. Путешествие по железной дороге: Иллю -
стрированное методическое пособие для воспитателей и родителей. –
М.: ГОУ «Учебно – методический центр по образованию на железном
транспорте», 2009.
2. Блохина Е.В., Якунина Т.В. Программа «Желе знодорожные традиции в
воспитании дошкольников». - Пиар -Пресс 2008г
3. Дошкольник и мир профессий: Железная дорога: Программа и методи -
ческие рекомендации / М.А. Ковардакова, И.Ю. Стеклова, М.Г. Тимире -
ева, С.В. Королева, И.П. Никитина. — М.: АРКТИ, 2010 — 72 с. (Растем
гражданами и патриотами)
4. Затеева Е.В., Ермакова Г.Г., Лобас Н.А., Иванова Е., Г Наш друг парово -
зик приглашает: методическое пособие / Под ред. Е.В.Затеевой. – Бар -
наул: АКИПКРО, 2013.
5. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с соци -
альным миром. Учебник / С.А. Козлова, С.В. Кожокарь,С.Е. Шукшина,
А.Ш. Шахманова. – М.: Инфра -М, 2016.
6. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебноме -
тодическое пособие / В .П. Кондрашов. – Балашов: Издательство «Нико -
лаев», 2014.
7. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и мето -
дические рекомендации. Для занятий с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. –
М: Мозаика -Синтез, 2018.