cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

1

Страница 2

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи программы………………………………………………… ..…4
1.2. Принципы и подходы к формированию программы …………………… ......5
1.3. Харак теристика детей с общим недоразвитием речи ……………… .……...6
1.4. Характеристика детей с фонетико -фонематическим недоразв итием .…....8
1.5. Характеристика детей с дизартрией …………………………………………9
1.6. Социальный п аспорт групп…………………. ……………………………....10
1.7. Индивидуальные занятия ………………………………………………….....11
1.8. Перспективное планирование коррекционно -развивающих занятий учителя -
логопеда в старшей группе ………………………………………………………………..12
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АОП ……………………………...19
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Принципы воспитания и обучения детей с нарушением р ечи …………….21
2.2. Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи II-III
уровня реч евого развития ………………………………………………………………….22
2.3. Логопедическая работа по преодолению фонетико -фонематического нед о-
развития р ечи в старшей группе …………………………………………………………..23
2.4. Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми, страдающ и-
ми ди зартрией ……………………………………………………………………………....24
2.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации пр о-
граммы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитан ников, специф и-
ки их образовательных потребн остей и интересов ………………………………………25
2.6. Взаимодействие участников коррекционно -образовательного проце сса ..26
2.7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей ……27
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально -техническое обеспечение работы учителя -логопеда ………28
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения ко р-
рекционного л огопедического процесса …………………………………………………31

Страница 3

3

3.3. Режим старших групп. ………… ………………… ………………………….…31
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, меропри ятий …………32
3.5. Особенности организации развивающей предметно -пространственной среды

Страница 4

4

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Поя снительная записка.
Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с общим недоразв и-
тием речи определяет содержание и организацию коррекционно -образовательного пр о-
цесса в группе компенсирующей направленности Частног о дошкольного образовател ь-
ного учреждения города Новосибирска Детский сад 163 ОАО «РЖД » далее (Ч ДОУ д/с
№ 163 ) с детьми д ошкольного возраста от 5 -6 лет.
Программа разрабатывалась в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Росси й-
ской Федерации»
 Федер альным государственным образовательным стандартом, приказ Мин и-
стерства образования и науки Российской Федерации от 17 о ктября 2013г. № 1155
 Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществл ения образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкол ь-
ного образ ования »;
 СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно -эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошколь ных организациях
(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Ф едерации от
15 мая 2013г. №26);
 Примерной адаптированной программой коррекционно -развивающей работы
в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с общим нед ора звитием речи
(ОНР) Н.В. Нищевой, Е.В. Кузн ецовой. Обучение грамоте по З.Е. Агронович.
3.6. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико -фонематическим нед о-
развитием речи» Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чирк иной.
1.1. Цели и задачи программы
АОП созд ана с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с
общим недоразвитием речи (ОНР) и фонетико -фонематическим недоразвитием речи
(ФФНР) и обеспечивает равные возможности для полноценного разв ития детей.
Цель: Построение системы рабо ты в старшей группе для детей с ОНР в
возрасте от 5 -6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех узких сп е-
циалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. А
также п реодоление на рушений речевого развития, с тимуляция по требности в речевом
общении.
Задачи:
 Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации,
обусловленным речевым недоразвитием;

Страница 5

5

 Нормализация ар тикуляционной и мелкой моторики;
 Развитие физиологического и речевого дыхания, гол оса;
 Нормализация просодических компонентов речи (мел одико -интонационной и
темпово -ритмической стороны);
 Развитие фонетико -фонематической системы: артикуляционного праксиса,
дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических предста в-
лен ий;
 Увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- развитие лексических значений слов;
- развитие способности словоизменения;
- развитие способности словообразования;
-развитие структуры предложения: нераспространенного и распространенного,
простог о и сложного;
- развитие связной речи: диалогической и монологической.
- развивать психические функции (зрительное, слуховое восприятие, память, вн и-
мание);
 Интеграция усилий специалистов и семей воспитанников, доступное разъя с-
нение логопедической терминол огии среди педагоги ческих работников и родителей
ЧДОУ д/с № 163 .
Успешное овладение ребенком речевой функциональной системой предпол агает и
овладение им продуктивными видами деятельности, способствующими сенсорному и
умственному развитию. Овладение и расши рение репертуара предметных действий сп о-
собствует уточнению, обогащению и систематизации словаря, расширению представл е-
ний об о кружающем.
1.2. Принципы и подходы к формированию пр ограммы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определе н-
ными ФГОС ДО:
 Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития д етей.
 Принцип коммуникативно -деятельного подхода к развитию р ечи.
 Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
 Учет ведущей деятельности дошкольников .
 Принцип индивидуального подхода.
 Принцип социального взаимодействия.
 Принцип создания равных условий образования детей дошкольного возраста,
незав исимо от языковой и культурной среды в семье.

Страница 6

6

 Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивиду ализ а-
ции).
 Принцип междисциплинарного подхода.
 Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспит ания.
 Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
1.3. Характеристика детей с общим недоразвитием речи
II уровень разв ития речи
Данный уровень опреде ляется как начатки общеупотребительной речи, отлич и-
тельной чертой которой является наличие двух -, трех -, а иногда даже четырехсловной
фразы: «Да пить моко» — дай пить молоко; «баска атать нйка» — бабушка читает
книжку; «дадай гать» — давать играть; «во изй асаня мясик» — вот лежит большой м я-
чик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как пр а-
вильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать: «ти
ёза» — три ежа, «мога каф» — много кукол, «синя када -сы» — синие карандаши,
«лёт бадйка» — льет водичку, «тасин петакбк» — красный пет ушок и т. д.
В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепе т-
ные варианты («тидйт а туе» — сидит на стуле, «щит а той» — лежит на столе);
сложные предлоги отсутствуют.
Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же сл о-
вом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению,
выполняемой] функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук; «тшбфи» — туфли, тапо ч-
ки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незн а-
нии многих слов, обозначающих част и тела, части предмета, посуду, транс -: порт, дет е-
нышей животных и т. п. («юка» — рука, локоть, плечо, пальцы, «стуй» — стул, сид е-
нье, спинка; «мис - ка» — тарелка, блюдце, блюдо, ваза; «лиска» — лисенок, «мйнъка
вбйк» — волченок и т. д.). Заметны тр удности в; понимании и использовании в речи
слов, обозначающих пр изнаки предметов, форму, цвет, материал.
Связная речь характеризуется недостаточной передачей; некоторых смысловых о т-
ношений и может сводиться к; простому перечислению событий, действий или предм е-
тов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление ра с-
сказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих
вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявл я-
ется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причи н-
но -следственных связей.
Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно о т-
стает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в пр оизношении
16— 20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из -за выр аженных нарушений
слоговой структуры слов и их звуконаполняем ости: «Дандйс» — карандаш, «аквая» —
аквариум, «виписёд» — велосипед, «мисанёй» — милиционер, «хадйка» — хол одильник.

Страница 7

7


III уровень речевого развития речи
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фраз о-
вой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонет и-
ки. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых
видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет
пропуска или перестановки главных и второстеп енных членов, например: «бейка мо т-
лит и не узнана» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы дым тойбы, пот а-
мутш хбйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В в ысказываниях
детей появляются слова, состоящие; из трех -пяти слогов («а кваиюм» — аквариум,
«татал -лист» — тракторист, «вадапавод» — водопровод, «зади -гайка» — зажига л-
ка).
Важной особенност ью речи ребенка является недостаточная сформирова н-
ность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют пр о-
стые уменьшительно -ласкательные формы существительных, отдельных притяжател ь-
ных и относительных прилагательных, названия некот орых профессий, приставочные
глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразов а-
тельным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей —
хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще дост а-
точными когнитивными речевыми возможностями для адекватного объяснения зн а-
чений этих слов («выключатель» — «ключит свет» «виноградник» — «он садит»,
«печник» — «пё -чка» и т. п.) - Стойкие и грубые нарушения наблюдаются п ри попытках
образовать слова, вых одящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто
подменяют оп ерацию словообразования словоизменением (вместо «ручище» —
«руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобр а-
зования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «вел осипедист» —
«который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все дум ает»). В
случаях, когда дети все -таки прибегают к словообразовательным операциям, их выск а-
зывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, т акими, как: нарушения
в выборе производящей основы («строит дома — домник», «палки для лыж —
палныеъ), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («тракторйл — тракт о-
рист, чйтик — читатель, абрикбсны н — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко -
слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитенбй, св и-
цой»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гор о-
ховый — горохвый, «меховой — мёхный» и т. п.). Типичным проявлением общего нед о-
развития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных
навыков на новый р ечевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих п о-
нятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «оде жда» — «палътш,
«кофнички» — кофточки, «мебель» — «разные стблы», «посуда» — «миски»), незн а-
ние названий слов, выходящих за рамки повседневного быт ового общения: частей тела
человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, би вни),
наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных

Страница 8

8

с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для
обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф —
«большая лошадь», дятел, сол овей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук —
«муха», гусеница — «червяк») и т. п. Отмечается тенденция к множественным лекси к-
ческим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, зам е-
щения по значению функциональной нагрузки, видо -родовые смешения, замены в ра м-
ках одного ассоци ативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» —
«дыра») «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался»).
В самостоятельной речи типичными являю тся трудности в воспроизведении слов
разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («неневйк» — снег о-
вик, «хихийст» — хоккеист), антицип ации («астббус» — автобус), добавление лишних
звуков («мендвёдь» — медведь), усечение сл огов («мисанёл» — милиционер, «вапра -
вдт» — водопровод), перестановка слогов («вбкрик» — коврик, «восблики» — волос и-
ки), добавление слогов или слогоо бразующей гласной («корабылъ» — корабль, «ты -
раёа» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикул яции н е-
которых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонемат и-
ческого во сприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний
согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии
ко торых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место зв у-
ка в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не
выпо лняют.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой ос о-
бенно сти развития сенсомоторных, высших психических функций, психической акти в-
ности.
1.4. Характеристика детей с фонетико -фонематическим недоразвит ием
В фонетико -фонематическом развитии детей выявляется несколько состо яний:
• недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в прои з-
ношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализир у-
ются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико -фонематического нед оразвития;
• недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетич е-
ских групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих сл у-
чаях звуковой анализ н арушается более грубо;
· при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в сл о-
ве, не различает отношения между зв уковыми элементами, неспособен выд елить их из
состава слова и определить последов ательность.
Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к сл едующим
хара ктерным проявлениям:
а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: зв у-
ки с и ш заменяются звуком ф;
б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу зв уков;

Страница 9

9

в) нестабильное использование звуков в различных формах р ечи;
г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.
Произносительные ошибки необходимо о ценивать с точки зрения их значимости
для речевой коммуникации.
Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смы с-
ла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличению. Последние явл я-
ются более грубыми, так как нарушают см ысл в ысказывания.
При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается
произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вм е-
сто ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на нед о-
статочную сформ ированность фонематич еского восприятия.
1.5. Характеристика детей с дизартрией
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недост а-
точностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органич е-
ского поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигател ь-
ный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звук о-
произносительной стороны речи и просодики (мелод ико -интонационной и темпо -
ритмической характеристик речи), а также нарушения ре чевого дыхания, голоса и арт и-
куляционной моторики. Разборчивость речи при ди зартрии нарушена, речь смазанная,
нечеткая. О сновные нарушения при дизар трии – это н арушение тонуса артикуляционной
мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мя гкого неба) - по типу спас тичности, гипотонии
или дист онии.
1. Спастичность - повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При
спастичности мышцы напряжены. Язык «комом» оттянут назад, спинка его спастически
изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому небу
напряженная спинка языка способствует смягчению согласных зв уков (палатализация).
Иногда спастичный язык «жалом» вытянут вперед. Повышение мышечного тонуса в кр у-
говой мышце рта приводит к спастическому напряж ению губ, плотному смыканию рта
(произвольное открывание рта при этом затру днено). В ряде случаев при спастическом
состоянии верхней губы рот может быть, напротив, приоткрыт. При этом наблюдается
повышенное слюнотечение (гиперсаливация). Активные движения при спастичности а р-
тикуляционны х мышц огран ичены. Спастичность мышц отмечается при спастико -
паретической дизар трии.
2. Гипотония - снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распласта н-
ный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно п о-
луоткрыт, выр ажена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого неба препятствует д о-
статочному продвижению небной занавески вверх и ее приж атию к задней стенке глотки;
струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назал и-

Страница 10

10

зация). Гипотония артику ляционных мышц имеет место при спастико -паретической,
атактической, иногда - при гиперкинетической ди зартрии.
3. Дистония - меняющийся характер мышечного тонуса. В состо янии покоя может
отмечаться низкий мышечный тонус, при п опытках к речи и в момент речи тонус резко
нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность зв у-
копроизношения при дистонии - непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.
Дистония отмечается при гиперкинетической дизар трии.
1.6. Социа льный паспорт групп «Исс ледователи и Фантазеры »


1.7. И
1.8.
1.9.
1.7.
И
н
д
и
в
и
д
у
а
л
ь
н
ы
е

з
а
н
я
т
и
я

№ Ф.И ребенка, дата рожд ения Логопедическое заключение
1 Бурлаков Артем 14.03.2017 ФФНР, дизартрия
2 Ванеев Иван 02.02 .201 7 ФФНР, дизартрия
3 Волков Давид 04.12.2017 ОНР III ур.р.р., дизартрия
4 Герасимов Григорий 06.09.2017 ФФНР, дизартрия
5 Данильчук Артем 29.05.2017 ФФНР, дизартрия
6 Еременко Александр 06.03.2018 ОНР III ур.р.р., дизартрия
7 Заковряжина Дарина 21.08.2017 ОНР III ур.р.р., дизартрия
8 Письменный Илья 13.04 .201 7 ФФНР
9 Раннев Григорий 20.12 .2016 ОНР III ур.р.р., ФФНР
10 Тимошенко Артем 06.04.2017 ОНР III ур.р.р. , ФФНР
11 Кузнецов Костя 29.09.2017 ОНР III ур.р.р., дизартрия
12 Лобко Михаил 03.09.2017 ОНР III ур.р.р., дизартрия
13 Мазурина Ксения 25.01.2018 ОНР III ур.р.р., дизартрия
14 Паникрин Тимофей 26.05.2017 ФФНР
15 Попов Иван 02.08.2017 Дизартрия
16 Сухоцкая Мария 12.01.2018 Дизартрия

Страница 11

11

Количество индивидуальных занятий в неделю определяется характером и степенью в ы-
раженности речевого нарушения, возрастом и и ндивидуальными и психофизическими
ос обенностями детей. Для детей с ФФНР – 2 занятия в неделю, для детей с ОНР – 2-3 з а-
нятия в неделю. Логопедические занятия в группе для детей подразделяются на индив и-
дуальные и подгрупповые. В связи с этим индивидуальные з анятия носят оп ережающий
характер, так как основ ная их цель подготовить детей к активной речевой д еятельности
на подгрупповых занятиях. Продолжительность 1 -го индивидуального занятия – 20 ми-
нут. На индивидуальных занятиях проводится работа по: - активизац ии и выработке
дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата; - подготовке арт и-
куляционной базы для усвоения отсутствующих звуков; - постановке отсутствующих
звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне сл о-
гов, слов.
В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологич еских и
характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется по
усмотрению логопе да (от 2 до 4 человек). В н ачале учебного года количество человек в
подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.
Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного об у-
чения детей:
- развитие понимания речи;
- активизация речевой деятельности и развитие лексико -грамматических средств
языка;
- развитие произносительной стороны речи;
- развитие самостоятельной фразовой речи.
Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий по формир о-
ванию:
- словарного запаса;
- грамматически правильной речи;
- связной речи;
- звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структ уры.
Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся логопедом в соотве тствии с
расписанием, в соответствии с режимом дня в данной группе дошкольного учрежд ения.


1.8. Перспективное планирование коррекционно -развивающих зан яти й
учителя -логопеда в старшей гру ппе
I ПЕРИОД
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Обследование детей (первая половина сентября).
- Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
- Сбор анамнестических данных.
- Заполнение речевых карт на каждого р ебенка.

Страница 12

12

Развитие общей и мелкой моторики, высших психических функций осуществляе т-
ся во всех видах деятельности с детьми.
Развитие словаря.
- Уточнение и расширение запаса представлений, и обеспечение перехода от
накопленных представлений и пассивного рече вого запаса к активному использованию
реч евых средств.
- Расширение объема правильно произносимых существительных - названий пре д-
метов, объектов, их частей; названий природных явлений .
- Обучение группировке предметов по признакам их соотнесеннос ти и на этой о с-
нове развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и вид о-
вых обобщающих понятий .
- Расширение глагольного словаря на основе работы по освоению понимания де й-
ствий, выраженных приставочными глаголами; личных и во звратных гл аголов .
- Обогащение активного словаря относительными прилагательными со знач ением
соотнесенности с продуктами питания, растениями, м атериалами .
- Обеспечение понимания и использования в речи слов -антонимов .
- Расши рение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за) и акт и-
визация их в речи.
- Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями (мой, твой,
наш, ваш, его, ее) указательными наречиями (тут, здесь, там), количественными и п о-
рядковыми числительными (один, два, три, ч етыре, пять, шесть, семь, восемь, девять,
десять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, дев я-
тый, дес ятый).
- Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им.
Формиров ание грамматического строя речи.
1. Развитие навыков образования и практического использования в активной
речи форм единственного и множественного числа имен существительных , глаголов
настоящего времени , глаголов прошедшего времени .
2. Формирование навыка образо вания и употребления существительных в ко с-
венных падежах без предлога и с некоторыми простыми пре длогами .
3. Формирование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи
существительные с уменьшительно -ласкательными суффикс ами .
4. Формирование навыков об разования и использования в экспрессивной речи
глаголов с различными приставками .
5. Формирование навыка образования и использования в речи относительных
прилаг ательных .
6. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительн ыми .
7. Формирование навыка согл асования и использования в речи прилаг ательных
и числительных с существительными в роде, числе, п адеже .
8. Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демо нстрации
действий, по картине и согласованию слов в предложении. Формирование навыка ра с-
про странения простого нераспространенного предложения однородн ыми членами.

Страница 13

13

Развитие фонетико -фонематической системы языка и навыков языкового
анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
1. Развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выд оха.
2. Формирование навыка мягкого голосоведения.
3. Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнен и-
ях на координацию речи с движением.
4. Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, м одуляции
голоса в специальных игровых упражнениях.
Коррекция произносительной стороны речи.
1. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию
свист ящих и/или шипящих звуков.
2. Формирование правильного произношения свистящих и/или шипящих зв у-
ков и их автоматизация в речевой де ятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Формирование умения различать длинные и короткие слова, запоминать и
воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонаций, цепочек слогов с ра з-
ными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согла сных.
2. Обеспечение усвоения звуко -слоговой структуры односложных; дв усложных
и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных со стечением согла с-
ных и двусложных слов с одним закрытым слогом (шишка, бидон), двумя закрытыми
сло гами (кафтан, кувшин), тре хсложных слов, состоящих из открытых слогов (рябина,
желуди) и использ ования их в речи.
3. Формирование понятия слог, умения оперировать им.
Формирование фонематических представлений, развитие навыков звукового
анализа и синтеза.
1. Фор мирование понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование
понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мя гкий согласный звук, твердый
согла сный звук.
2. Формирование умения различать на слух гласные звуки, выд елять их из ряда
звуков, из сло ва (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный
звук; различать гласные и согласные зв уки.
3. Формирование умения различать на слух изучаемые согласные звуки по пр и-
знакам: глухость -звонкость, твердость -мягкость в ряду звуков, слогов, слов.
4. Формирование навыка выделения согласных звуков из конца и начала слова.
Фо рмирование умения определять место звука в слове.
5. Формирование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых сл огов, слов
из трех звуков (ам, бу, ни, мак, кит).
Обучение элементам г рамоты.
1. Формирование представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.
2. Ознакомление с буквами.
3. Формирование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шн у-
рочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонк ому слою манки и в воздух е.

Страница 14

14

4. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображе н-
ных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зе р-
кально из ображенных букв.
5. Формирование навыка составления и чтения слияний гласных, закрытых и
открытых слого в, слов с пройденными буквами.
Развитие связной речи и речевого общения.
1. Воспитание активного произвольного внимания к речи, развивать умения
вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и
своей р ечи.
2. Формирование умения о твечать на вопросы кратко и полно, задавать вопр о-
сы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
3. Обучение составлению рассказов -описаний о предметах и объектах по о б-
разцу, алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии с ю жетных
карт инок .
4. Формирование навыка пересказа коротких текстов со зрительной опорой и
помощью педагога.
II ПЕРИОД
(декабрь, январь, февраль)
Развитие словаря.
1. Формирование внимания к слову, более точному пониманию его значения;
умения выбирать наиболее подходящие в данн ой ситуации слова.
2. Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и пасси в-
ного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
3. Расширение объема правильно произносимых существительных — названий
предметов, объектов, их частей; назв аний природных явлений .
4. Развитие умения группировать предметы по признакам их соотнесе нности и
на этой основе совершенствование понимания обобщающего значения слов, формиров а-
ние родовых и видовых обобщающих п онятий .
5. Дальнейшее расширение глагольного словар я на основе работы по у своению
понимания приставочных глаголов , возвратных и невозвратных глаг олов .
6. Обогащение активного словаря относительными и притяжательными прил а-
гательными и прилагательными с ласкательными суффи ксами .
7. Обеспечение понимания и свободн ого использования в речи слов -антонимов .
8. Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за, с,
со, из) и активизация их в речи. Дифференциация простых предл огов (на — с, в — из, над
— под) в речи.
9. Закрепление в экспрессивной речи введ енных в нее ранее притяжательных
местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числител ьных.
10. Совершенствование умения оперировать понят ием слово.
Формирование и совершенствование грамматического строя р ечи.
1. Дальнейшее о бучение образованию и практическому использованию в а к-
тивной речи форм единственного и множественного числа имен существител ь-
ных , глаголов настоящего времени , глаголов прошедшего времени .

Страница 15

15

2. Совершенствование умения образовывать и употреблять существ ительные в
косвенных падежах без предлогов и некоторыми пр остыми предлогами .
3. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в эк с-
прессивной речи существительные с уменьшительно -ласкательными суффикс а-
ми , суффиксами -онок, -енок, -am, -ят, прилагател ьных с уменьшительно -ласкательными
суффикс ами , глаголов с различными приставками .
4. Формирование навыка образования и использования в речи относ ительных и
прит яжательных прилагательных.
5. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительн ыми .
6. Формир ование навыка согласования и использования в речи прилаг ательных
и числительных с существительными в роде, числе, п адеже .
7. Формирование навыка составления и распространения простых пре дложений
с п омощью определений .
Развитие фонетико -фонематической системы языка и навыков языкового
анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
1. Дальнейшее формирование речевого дыхания и развитие длительного реч е-
вого выдоха.
2. Формирование навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятел ь-
ности.
3. Воспитание умерен ного темпа речи в игровой и свободной речевой деятел ь-
ности.
4. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное,
совершенствование интонационной выразительности речи.
5. Формирование качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и
ослаб лению).
6. Формирование четкости дикции.
Коррекция произносительной стороны речи.
1. Закрепление правильного произношения свистящих, шипящих в речевой д е-
ятельн ости.
2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию
правильной артикуляции соно рных звуков.
3. Формирование правильных укладов аффрикат и сонорных звуков, автомат и-
зация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложен иях, текстах,
игровой и свободной речевой деятельн ости.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Обеспечение усвоения звуко -слоговой структуры трехсложных слов с одним
закр ытым слогом (котенок, снегопад).
2. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой
анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех сл огов.
Совершенствование фонематиче ских представлений, развитие навыков звук о-
вого анализа и синтеза.

Страница 16

16

1. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий
согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый с огласный звук.
2. Дальнейшее совершенствование умения различать гласные и согласные зв у-
ки.
3. Сформировать представление о слогообразующей роли гласных зв уков.
4. Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: гл у-
хость -звонкость, твердость -мягкость в ряду звуков, слогов, слов.
5. Совершенст вование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов,
слов из трех звуков (ах, хо, фи, усы, сом):
Обучение элементам грамоты.
1. Закрепление представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.
2. Ознакомление с буквами.
3. Совершенствование навыка с оставления букв из палочек, выкладывания из
шнуровки и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в во з-
духе.
4. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображе н-
ных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зе р-
кально из ображенных букв.
5. Формирование навыка осознанного чтения слов с пройденными букв ами.
Развитие связной речи и речевого общения.
1. Совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее
содержание, слышать ошибки в чуж ой и в своей речи.
2. Совершенствование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести
диалог, занимать активную позицию в диалоге.
3. Совершенствование умения составлять рассказы -описания о предметах и
объектах по предложенному плану, навыка связного расск азывания по серии с ю жетных
карт инок и по сюжетной картине.
4. Совершенствование навыка пересказа коротких текстов со зрительной оп о-
рой и с небольшой помощью педагога.
III ПЕРИОД
(март, апрель, май)
Развитие словаря.
1. Расширение понимания значения слова, его см ысла применительно к опред е-
ленной ситуации и формирование на этой основе более прочных связей между обра зами.
2. Расширение объема правильно произносимых существительных — названий
предметов, объектов, их частей; названий природных явлений .
3. Совершенствование понимания обобщающего значения слов, продолжение
работы по формированию родовых и видовых обобщающих понятий .
4. Закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках изучаемых
лексических тем , приставочных глаголов .
5. Закрепление навыка употребления отно сительных прилагател ь-
ных ,притяжательных прилагательных и прилагательными с ласкательными су ффиксами .

Страница 17

17

6. Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми слов ами -
антонимами и словами -синонимами .
7. Формирование представления о многозначности слов на осно ве усвоения
устойчивых словосочетаний и речевых конструкций .
8. Продолжение работы по уточнению понимания и расширения значений пр о-
стых предлогов.
9. Активизация освоенных ранее других частей речи.
Формирование и совершенствование грамматического строя р ечи.
1. Сов ершенствование умения образовывать и употреблять пре дложно -
падежные формы с существительными единственного и множественного чи сла .
2. Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена
прилагательные .
3. Закрепление навыков образования и употребл ения глагольных форм .
4. Закрепление навыков образования и употребления относительных прилаг а-
тельных с продуктивными суффиксами -ов, -ев, -ан, -ян, притяжательных прилагател ь-
ных , прилагательных с ласкательными суффикс ами .
5. Совершенствование практического навы ка согласования прилагательных с
существительными в роде, числе, падеже и числительных с существител ьными в роде и
числе в именительном падеже.
6. Совершенствования навыка употребления простых предлогов и отработка
словос очетаний с ними .
7. Совершенствование навыка составления простых распространенных предл о-
жений .
8. Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зр и-
тельной опорой.
9. Обучение составлению сложносочиненных предложений .
10. Обучение составлению предложений с против ител ьным союзом а.
11. Обучение составлению сложноподчиненных предл ожений .
Развитие фонетико -фонематической системы языка и навыков языкового
анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
1. Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие д лительного
речевого выдоха на материале стихотворных текстов с отработанными звук ами.
2. Развитие навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятел ьности.
3. Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной реч е-
вой де ятельности.
4. Совершенст вование интонационной выразительности речи и качеств голоса
(силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в инсценировках, играх -
драматизациях, театрализованных играх, в другой игровой и свободной речевой деятел ь-
ности.
5. Совершенствование четкости дикц ии на материале небольших стихотворных
те кстов с отработанными звуками.
Коррекция произносительной стороны речи.

Страница 18

18

1. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, ш ипящих,
йотированных звуков, аффрикат, звуков в игровой и свободной речев ой деятел ьности.
2. Активизация движений речевого аппарата.
3. Формирование правильных укладов звуков, автоматизация поставленных
звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах — в игровой и свобо д-
ной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Обеспечение усвоения звуко -слоговой структуры трехсложных слов со ст е-
чением согласных (сосулька, кактусы, трактора) и формирование навыка практическ о-
го использования их в предложениях и коротких рассказах.
2. Закрепление п онятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой
анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех сл огов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звук о-
вого анализа и синтеза.
1. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласны й звук, согласный звук, звонкий
согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый с огласный звук.
2. Закрепление представления о слогообразующей роли гласных звуков.
3. Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по месту о б-
раз ования, по глухости -звонкости, твердости -мягкости в ряду звуков, слогов, слов.
4. Совершенствование умения определять место звука в слове.
5. Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, слов со зв у-
ком в определенной позиции (начало, середина, ко нец слова).
6. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов,
слов из трех звуков (ах, хо, фи, уха, мак, кит, лось).
Обучение грамоте.
1.Ознакомление с буквами.
2.Совершенствование навыка составления этих букв из палочек, выкл адывания
из шнуровки, кубиков, мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою
манки и в воздухе.
3.Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображе н-
ных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правил ьно и зе р-
кально из ображенных букв.
4.Совершенствование навыка осознанного чтения слов.
Развитие связной речи и речевого общения.
1. Дальнейшее развитие диалогической и монологической форм речи. Стим у-
ляция собственных высказываний детей - вопросов, отве тов, реплик, являющихся осн о-
вой п ознавательного общения.
2. Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы -описания, з а-
гадки -описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного ра с-
сказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетно й картине. Форм ирование умения
отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаим о-
связь его отдел ьных частей.
3. Совершенствование навыка пересказа.

Страница 19

19

4. Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и ра с-
сказывать об этом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АОП
Планируемые результаты освоения АОП учителя -логопеда на этапе завершения
дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров. В соо тветствии с
ФГОС ДО (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Ф е-
дерации от 17 октября 2013г. № 1155) целевые ориентиры дошкольного образования
определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей
разв ития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде пед а-
гогической или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными д о-
стижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общ и-
ми для всего образова тел ьного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры
данной АОП базируются на ФГОС ДО и задачах данной АОП. В данной АОП предста в-
лены целевые ориентиры для детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в л о-
гопедической группе.
К целевым ориенти рам дошкольного образования (на этапе завершения дошкол ь-
ного образования) в соответствии с программой ДОУ относя тся следующие социально -
нормативные характеристики возможных дост ижений ребенка:
 ребенок овладевает основными культурными способами деятельност и, пр о-
являет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении,
познавательно -исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выб и-
рать себе род занятий , участников по совместной деятельн ости;
 ребенок обладает установ кой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственн ого достоинства;
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, уч аствует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интерес ы и чувства др угих, сопереживать неудачам
и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство в е-
ры в себя, старается разрешать ко нфликты;
 ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах де я-
тельности и преж де всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, ра з-
личает условную и реальную ситуации, следует и гровым правилам;
 ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказ ывать свои
мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситу ации общения, может выделять звуки в словах,
у ребенка складываются предп осылки грамотности;

Страница 20

20

 у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, вл а-
деет основными произволь ными движениями, может контр олировать свои движения и
управлять ими;
 ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношен иях со взрослыми
и сверстниками, может соблюдать п равила безопасного повед ения и личной гигиены;
 ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстн и-
кам, интересуется причинно -следственными связями, пытается самостоятельно прид у-
мывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склон ен наблюдать, эксп е-
риментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начал ь-
ными знаниями о себе, о природном и социальном м ире, в котором он живет. Знаком с
произведениями детской 16 литературы, обладает эл ементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к прин я-
тию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах де я-
тельности.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и
начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации
АОП настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей старшего д о-
школьного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими д о-
школьного обр азования.
Результ ативность коррекционно -развивающей работы отслеживается через диагн о-
стические исследования 2 раза в год с внесением последующих коррективов в индивид у-
альные образовательные маршруты и в содержание всего коррекцио нно -
образовательного процесса.
Результаты мо ниторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечае т-
ся динамика коррекции нарушений звукопроизношения и развития речевых функций
каждого ребенка; в итоговом обследовании речевого развития детей группы; в ежего д-
ном отчете учителя -логопеда и анал изе эффективности работы логопедической группы.
Для диагностики используются методики логопедического обследования Н.В. Нищевой.
Сроки проведения мониторинговых исследований: сентябрь, май. Согласно целям и з а-
дачам образовательной области «Речевое разв итие » основным планируемым результатом
работы в этой области является достижение каждым р ебенком уровня речевого развития,
соответствующего возрастным нормам и предупреждение возможных трудностей в усв о-
ении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи и обе спечивающим его соц и-
альную адаптацию и интеграцию в о бществе.
II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Принципы воспитания и обучения детей с нарушением речи

Страница 21

21

Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов восп и-
тания и обучен ия детей с нарушением речи:
 Структурно -системный принцип , согласно которому речь рассматривается
как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.
Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально -рационального воз де й-
ствия одновременно на всю систему, а не последовател ьно -изолированно на каждый ее
элемент.
 Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных
технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспеч и-
вая согласо ванную деятельность всех сп ециалистов.
 Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по
относительно замкнутым циклам – концентрам. Речевой материал располагается в пр е-
делах одной лексической темы независимо от вида деятельности. Цикли чность в уче б-
ном процессе чрезвычайно важна для закрепления освоенного материала. Это имеет ос о-
бенно большое значение для детей со сниженной мнемической деятельностью и недост а-
точным контролем поведения. Соблюдение данного принципа обуславливает: 1) выс о-
ку ю мотивацию к речевому общению; 2) до ступность материала, который располагается
в соответствии с общедидактическим требованием «от легкого к трудному», от уже усв о-
енного к новому.
 Принцип последовательности реализуется в логическом построении проце с-
са обуч ения от простого к сложному, от известного к неи звестному.
 Принцип коммуникативности . Согласно этому принципу обучение организ у-
ется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. Ре а-
лизация принципа коммуникативности заключается в употреблении пр оцесса обучения
процессу реальной ко ммуникации.
 Принцип доступности . Определяет необходимость отбора материала в соо т-
ветствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями
обучения и воспит ания.
 Принцип индивидуа лизации предполагает ориентацию на три вида индивид у-
ализации: личностную, субъективную, индивидную. Личностная индивидуализация тр е-
бует учета в процессе занятий таких свойств личности, как сфера желаний и интер есов,
эмоционально -чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализ ация
принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индиви д-
ной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.
 Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях ра зличных
приемов интенсификации (создание проболемных ситуаций, участие в р олевых играх,

Страница 22

22

применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнем о-
техники, психокорре кции и пр.
 Принцип сознательности и активности предполагает, что педа гог должен
предусматривать в своей работе приемы активации познавательных сп особностей детей.
Перед ребенком нужно ставить познавательные задачи, в решении которых он бы оп и-
рался на собственный опыт. Данный принцип способствует более интенсивному псих и-
ческ ому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребенком материала и
успешное применение его в практической деятельности в дал ьнейшем.
 Принцип наглядности, научности, прочности усвоения знаний , воспитыва ю-
щего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекцио нно -развивающего
обучения.
2.2. Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития р ечи II -III
уровня речевого ра звития
У детей с ОНР III уровня речевого развития фразовая речь в целом сформ ирована,
остаются элементы аграматизма в виде н еправильного употребления сущ ествительных и
прилагательных множественного числа в косвенных падежах, неправильного согласов а-
ния существительных и прилагательных с числительн ыми. Словарь близок к возрастной
норме. Остается несформированной связная речь.
При нцип работы с детьми : продолжать накопления и обогащения словаря. Детям
дается понятие о слове как о лексической единице. Практически они работают над св я-
зью слов в предложении. Продолжается работа над структурой предложения и его гра м-
матическим оформление м. Осно вной рабочей задачей с детьми с ОНР III уровня речевого
развития является формирование связной речи. Работа начинается с пересказа (подро б-
ного, выб орочного, творческого).
Подробный пересказ воспитывает навык последовательного и полного изл ожения
мы сли. Выборочный пересказ формирует умение отд елить более узкую тему от текста.
Творческий пересказ воспитывает воображение, учит детей и спользовать впечатления из
собственного жизненного опыта и определять свое отношение к теме.
Любому виду пересказа долже н предшествовать анализ текста с точки зрения
смысловой и выразительной. Это поможет детям овладеть всеми причинно -
следственными отношениями, без чего правильный пересказ невозможен. Упражнения в
творческом пересказе граничат с составлением устных сочинени й. Сочинения – это вер х-
няя ступень развития связной речи детей. Здесь концентрируются наблюдательность,
память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, ум е-
ние увидеть общее в час тном.
2.3. Логопедическая работа по преодолению фонет ико -фонематического
недоразвития р ечи в старшей группе

Страница 23

23

Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов пр о-
изношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в
разной степени несформированности фонематичес кого восприятия, что в целом обусла в-
ливает необходимость тщательной индивидуально ор иентированной коррекции. В связи
с этим в программе предусмотрены три типа занятий: индив идуальные, подгрупповые и
фронтальные. Основная цель индив идуальных занятий состоит в выборе и применении
комплекса артикуляционных упражнений, напра вленных на устранение специфических
нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм реч е-
вой патологии — дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных зан ятиях
логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизир о-
вать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные ос о-
бенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротич е-
ские ре акции. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной арт и-
куляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетич е-
ских условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слог о-
вой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания по д-
групповых занятий. Основная цель подгрупповых занятий воспитание навыков колле к-
тивной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оцен ивать качество
речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, м е-
няется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в
коррекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в
любом сообществе в соответствии с их интересами. Важной в методическом аспекте
особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они носят оп е-
режающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лекс и-
ко -грамматического материала на фронтальных занятиях. Фронтальн ые фонетические
занятия предусматривают усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых
фонетических позициях и активное использование их в различных формах самосто я-
тельной речи. О дновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики
де тей в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать ко р-
рекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия
для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях о бщения.
На фронтальных заняти ях организуются совместные игры дошкольников, обеспечива ю-
щие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникати в-
ной, планирующей и знаковой функции речи. Важную роль в обучении и воспитании д е-
тей с ФФН играет четкая организация их жиз ни в период п осещения детского сада.
2.4. Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми, страд а-
ющими дизартрией
Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно. Основной целю пе р-
вого, подготовительного этапа является подготовка артикуляционн ого аппарата к фо р-
мированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и голоса. Ва жной задачей на
этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и зв у-
кового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма. Логопедическая работа

Страница 24

24

проводится на фоне медикаментозного и физиотерапевтического лечения, массажа и л е-
чебной фи зкультуры.
На втором этапе формируются первичные коммуникативные произносительные
навыки. Его основная цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Л огопед
проводит работу по коррекции артикуляционных нарушений. При спастичности работ а-
ют над расслаблением мышц артикуляционного аппарата. Выр абатывается контроль над
положением рта, развиваются артикуляционные движения, проводится коррекция реч е-
вого дыхан ия, развивается голос, ощущения артикуляционных движений и артикуляц и-
онного пра ксиса.
Формирование звукопроизношения при дизартрии включает в себя постановку и
закреплении в речи звуков. Первая группа звуков включает в себя фонемы, наиболее лё г-
кие в артику ляционном отношении и далекие друг от друга акустич ески. Это звуки а, у,
п, м, н, к, ы, х, в, о, л, т, с. Данные звуки как наиболее простые отрабатывают до нормы.
Попутно на этих фонемах ведут работу по развитию фонематического восприятия и
навыков звуково го анализа (выделяют звука из ряда других, из слогов, в простых сл о-
вах).
Скороговорки при дизартрии являются фонетическим средством развития подви ж-
ности артикуляционного аппарата. При использовании скороговорок придерж иваются
следующих рекомендаций:
 Работу начинают с простых, коротких, рифмованных фраз («Белые бараны
били в барабаны»);
 Соблюдают принцип отбора дидактического материала (в скороговорке не
должно быть слов с дефектно произносимыми пациентом зв уками;
 Скороговорки лучше использовать в играх.






2.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
программы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей во спитанников,
специфики их образовательных потребн остей и интересов
Отражая специфику работы в группе комбинированной направле нности для детей
с нарушением речи и учитывая основную ее направленность, задачи речев ого развития
включены во все разделы. Содержательный раздел АОП каса ю щийся коррекционно -

Страница 25

25

образовательного процесса с детьми с ОНР построен на основе «Примерной адаптир о-
ва нной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушен и-
ями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной. Раздел АОП посвященный ко р-
рекционно -развивающей работе с детьми ФФН разработан на основе «Программы лог о-
педической работы по прео долению фонетико -фонематического недоразвития у детей»,
Т.Б. Филичевой, Г.В. Чирк иной.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ осуществляется по следующим направлен иям:
I. Смысловая сторона речи
1. Развитие словаря
2. Формирование и совершенствование грамматического строя р ечи
3. Развити е связной речи и речевого общения
II. Звуковая сторона речи :
1. Развитие просодической стороны речи
2. Коррекция произносительной стороны речи
3. Работа над слоговой структурой слова
4. Совершенствование фонематических представлений, развития навыков зв у-
кового анализ а и синтеза.
III . Обучение элементам грамоты.
IV. Развитие высших психических функций .
V. Развитие общей и мелкой моторики.
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением
речи начинается первого сентября и условно делится на тр и пери ода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май.
1-я половина сентября - обследование детей, заполнение речевых карт, оформление
документации.
2-я половина мая - диагностическое обследо вание по итогам уче бного года.








2.6. Взаимодействие участников коррекционно -образовательного пр оцесса

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поста вленных
Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усили й
специалистов педагогического и медицинского профилей, а также семей во спитанников.

Формы, приёмы организации коррекционной логопедической р аботы

Страница 26

26




2.7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с сем ьей
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все
большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в сем ье и с е-
мейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие д о-
машние, к образовательно -воспитательному процессу привлек аются родители, которые
Индивидуальная раб о-
та с детьми
Интеграция с другими
образовательными обл а-
стями
Самостоятел ь-
ная деятел ь-
ность детей
Взаим освязь с
воспит ателем
Взаимоде й-
ствие с род и-
телями
индивидуальная р абота
по коррекции звукопр о-
изнош ения ,
групповая работа по
развитию лексики,
грамматики и связной
речи , игры с предмет ами
и сюжетными игрушк а-
ми , дидактич еские игры
с использование м пре д-
метов и игрушек , лог о-
педические игры на ра з-
витие общей и мелкой
моторики , артикуляц и-
онные упражн ения
дыхательная гимнаст и-
ка , чтение, рассматрив а-
ние иллюстраций , ко м-
муникативные тр енинги
настольно – печатные
игры , разучивание ст и-
хотвор ений
речевые зад ания и
упражнения , работа по
обучению переск азу с
опорой на картинки,
рассказу по серии с ю-
жетных картинок, с о-
ставлению описательн о-
го или повествовател ь-
ного рассказов , показ
настольного театра ,
инсценировка знак омых
произвед ений.
физическое разв и-
тие (дин амические па узы,
подвижные игры, коорд и-
нация речи с движением),
(артикуляционная гимн а-
стика, пальчиковые игры)
соц иально -
коммуникативное разв и-
тие (ситуативные б еседы,
диалоги) , (принятие ра з-
личных ролей в пр оцессе
сюжетно – ролевой игры
или инсценировки пр оизв е-
дения) ; (вырезание, пр и-
клеивание, уборка) ; позн а-
вательное развитие (во с-
произв едение в устной речи
логической последовател ь-
ности с обытий, работа с
загадками) ; речевое разв и-
тие (общ ение взрослых с
детьми, ответы на вопросы,
правильное прои зношение
слов, использов ание в речи
средств интонационной в ы-
разительности) ; худож е-
ственно -эстетического
развития (чтение, слуш а-
ние и обсуждение разли ч-
ных произведений), (обв е-
дение по контуру, раскр а-
шивание, штриховка изо б-
раж ений), (музыкальное
сопр овождение во время
раз личных игр и упражн е-
ний).
коллективный
мон олог
игра –
драматизация с
использов анием
разли чных видов
театров ; игры в
парах с испол ь-
зованием арт и-
куляционной
гимнастики ; са-
мосто ятельная
худож ественно –
речевая деятел ь-
ность ; сюжетно
– рол евые игры
игра – импров и-
зация по мот и-
вам сказок , теа т-
рал изованные
игры : дидакт и-
ческие и гры
настольно – пе-
чатные и гры
словотворч е-
ство.
открытые м е-
роприятия для
воспитат елей
по коррекции
звукопроизн о-
шения д етей ,
консульт ации,
беседы, «кру г-
лые ст олы» по
правилам орг а-
низации ин ди-
видуальной л о-
гопед ической
помощи д етям ;
оформление
информацио н-
ных стендов
различной т е-
матики ; лог о-
педические п я-
тим инутки
(игры и упра ж-
нения по зад а-
нию л огопеда) ;
иллюстрати в-
ный материал и
художестве н-
ная лит ература
помощь в орг а-
низации лог о-
педических
угол ков гру п-
пы.
анкетиров а-
ние
родительские
со брания
консульт ации
индивидуал ь-
ная работа по
запросу род и-
телей
оформление
информац и-
онных сте н-
дов в группе
для родит елей
наглядная
информация
ра зличной
темат ики
посещение
семей, где
есть дети с
наруш ениями
речи
помо щь в о р-
ганизации р е-
чевой среды
дома.

Страница 27

27

участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализ о-
ванных п редставлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объед и-
няющего взрослых и д етей.
В группе комбинированной направленности для детей с нарушением речи логопед
и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаю т-
ся привлечь родителей к коррекционно -развивающей работе ч ерез систему методических
рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних ко н-
сультациях, еженедельно в письменной форме в и ндивидуальных тетрадях и на стендах
родительско го уголка. Рекомендации родит елям и домашние занятия родителей с детьми
необходимы для того, чтобы как мо жно скорее ликвидировать отставание детей, как в
речевом, так и в общем ра звитии.
Задания, данные в тетрадях, в альбомах, подскажут родителям, в какое время лу ч-
ше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует и г-
рать с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную п о-
зицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с п о-
мощь ю взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные п о-
движные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут
научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с р е-
бенком предложенные за дания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его
речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешн о-
го обучения ребенка в шк оле.
Задания в т етрадях и в альбомах подобраны в соответствии с изучаемыми в лог о-
педическ их группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы.
Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития. Речевую акти в-
ность детей родители должны поддерживать и всячески стимулир овать.
Родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут п обуждать
детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания,
которые были сформированы ранее, становятся одной из основ домашней работы с дет ь-
ми. Родители должны стимулировать познавательную ак тивность детей, создавать тво р-
ческие игровые с итуации.
В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на системат изации
полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подгото вки детей к
обучению в школе.

III . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РА ЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально -техническое обеспечение работы учит еля -логопеда
Оборудование

Страница 28

28

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Индивидуальные зеркала на подгруппу детей.
3. Магнитно -маркерная доска.
4.Рабочий стенд по обучен ию грамоте.
5. Наборное полотно.
6. Компьютер.
7. Принтер.
8. Подборка аудио, видео материалов .
9. Столы и стулья.
10. Шкафы и полки для методической литературы.
11 . В атные палочки, влажные салфетки , стерильные перчатки, папки для индив и-
дуальных занятий.

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
коррекционного логопедического процесса
а) дидактический материал для логопедического обследования.
1. Логопедический альбом и папка для обследования всех сторон речи:
 Звукопроизношен ия;
 Фонематического восприятия;
 Грамматического строя речи;
 Словарного запаса;
 Связной речи;
2. Дидактический материал для обследования психических пр оцессов.
3. Дидактический материал для обследования счета, знания геометрических
фигур, зна ния цветов.
б) Дидактический материал для формирования правильного звукопроизнош е-
ния.
1. Дыхательные тренажеры: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», игрушки для
развития дыхания «Посади бабочку на цв еток» и др.
2. Фотографии и картинки -символы для обучения а ртикуляционной гимнаст и-
ки.
3. Артикуляционная игрушка.
4. Картинки для звукоподражания при постановке звуков.
5. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех
групп.

Страница 29

29

6. Словесные игры для автоматизации звуков.
7. Альбомы с предметными и сюжетными ка ртинками для автоматизации и
дифференциации звуков всех групп.
8. Наборы предметных картинок по всем группам звуков.
9. Альбом с фонетическими рассказами по автоматизации звуков в те кстах.
10. Настольно -печатные и дидактические игры для автоматизации и диффере н-
циаци и звуков всех групп звуков.
- «Логопедическое лото «С -З»
- «Звуковая дорожка»
- «Логопедическое домино» (дифференциация звуков)
- «Логопедическое домино» (звуки ч, ш, щ, ж)
- «Я вас различаю» (дифференциация)
- «Игры с парными карточками» (звуки р, л)
- «Чудо – ель» (автоматизация л – ль)
в) Дидактический материал по развитию фонематического воспр иятия.
1. Набор звучащих пре дметов (колокольчик, дудочка, погремушка, бубен, молот о-
чек).
2. Звучащие игрушки -заместители.
3. Плоскостные игрушки -звуки.
4. Материал по формированию навыков звукового и слогового анализа и си нтеза:
- пособие для составления характеристики звуко в; модель характеристики
звуков;
- звуковые линейки;
- игры: «Подбери слово к схеме»;
- «Засели домик»;
- «Делим слова на слоги»;
- «Подбери картинку»;
г) Дидактический материал по обогащению словарн ого з апаса.
1. Папки предметных или сюжетных картинок по всем лексическим темам: «Дер е-
вья», «Перелетные птицы», «Обувь», «Посуда», «Зима», «зимующие пт ицы», «Зимние
забавы», «Новый год», «Домашние животные», «Дикие животные», «Д омашние птицы»,
«Транспорт» , «Профессии на транспорте», «Космос», «Инструменты», «Весна», «М е-
бель», «Насекомые», «Цветы», «Рыбы», «Ягоды», «Живо тные севера», «Овощи», «Чита –
столица Забайкальского края», «Правила дорожного движения», «Фрукты», «Осень»,
«Лето»; 2. Серии демонстратив ных картин: «Все работы хороши», «Мир природы»,
«Круглый год». 3. Небольшие игрушки или муляжи по изучаемым темам. 4. Лото: «Об и-
татели морей», «Домашние животные», «Овощное лото»; Лото «Предметы, Сказки,
Фрукты, Ягоды» . 5. Пазлы: «Лесные жители». 6. Настол ьно -печатные дидактические и г-
ры: «Кто что делает?» (профессии); «Мир животных» (электронная игра); «Времена г о-
ла»; «Профессии»; «Что где растет?»; «Паровозик для зверят»; «Многозначность сущ е-
ствител ьных. Многозначность глаголов»; «Свойства»; «Четверт ый лишний»; «Узнай по
контуру»; «Противоположности» .

Страница 30

30

9. Альбом по моделированию
д) дидактический материал по формированию грамматического строя речи
и ра звитию связной речи.
1. Настольно – печатные игры для совершенствования грамматического ст роя р е-
чи:
- «Помож ем Федоре» (согласование сущ. с прилагательными);
- «Кого везут в зоопарк» (относительные прилагательные);
- «Чей след?»;
- «Чем мы похожи»;
- «Развиваем речь детей» (словообразование);
- «Азбука действий»;
- «Скажи какой»;
- «Придумай пр едложение» (словообразование);
- «Ну, посади» (словоизменение);
- «Большой – маленький» (уменьшительно – ласкательные сущ);
- «Большой медведь и маленький мишка»
- «Какой суп получится?» (словообразование);
- «Подбери схему» (предлоги);
- «Волшебный кубик »;
- «Геометрическое лото»;
- «Дорисуй и собери» (согласов. числит. с сущ);
- «Собери букет»;
- «Словообразование».














3.3. Режим старших групп «Исследователи и Фантазеры »
Деятельность Время
Прием детей. Свободные диалоги с детьми. Самосто ятел ьная
деятельность.
07.00 -8.10

Страница 31

31

Утренняя гимнастика. 08.10 -08.20
Формирование основ культуры здоровья. За втрак. 08.20 -09.00
Организованная образовательная деятельность. Самостоятел ь-
ная деятельность.
09.00 -10.40
Развитие навыков самообслуживания. Прогу лка . 10.40 -12.10
Возвращение с прогулки. Подготовка к об еду. 12.10 -12.25
Обед. Формирование культурных гигиенических н авыков. 12.25 -13.00
Дневной сон. 13.00 -15.00
Постепенный подъем. Комплекс закаливающих пр оцедур. 15.00 -15.20
Полдник. 15.20 -15.35
Игро вая деятельность. Самостоятельная и совместная деятел ь-
ность.
15.35 -17.10
Воспитание основы культуры здоровья. Ужин. 17.10 -17.30
Прогулка. Уход домой. Взаимодействие с сем ьей. 17.30 -19.00

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мер оприятий
Цель: построение воспитательно -образовательного процесса, направле нного на
обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с уч е-
том интеграции на необходимом и достаточном материале, максимал ьно приближаясь к
разумному «мин имуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и
возрастных особенностей, социального заказа родителей. Организационной основой ре а-
лизации комплексно -тематического принципа построения программы являются приме р-
ные темы (праздники, соб ытия, про екты), которые ориентированы на все направления
развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческ о-
го бытия, а так же вызывают личностный и нтерес детей к:
• явлениям нравственной жизни ребенка ;
• окр ужающей природе;
• миру искусства и литературы ;
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным с обытиям ;
• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка
(родной город, День народного единс тва, День защитника Отечества и др.) ;

Страница 32

32

• сезонным явлениям ;
• народной культуре и традициям.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести р е-
гиональные и культу рные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учре ждения.
3.5. Особенности организации развивающей предметно -
пространственной среды
Подбор материалов и оборудования для детского сада осуществляется в соо т-
ветствии с требованиями ФГОС, СанПиН, пр имерным перечнем игрового об орудования
для учебно -материального обеспечения ДОУ, определенным в Письме Министерства о б-
разования и науки РФ от 17.11.2011г. №03 -877 «О реализации приказа Минобрнауки
России от 20 июля 2011г. №2151» а также отраженных в пособи ях Карабановой О.А.,
Алиевой Э.Ф., Радионовой О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М.[3] Развивающая предме т-
но -пространственная среда (РППС) обеспечивает максимальную реализацию образов а-
тельного потенциала простра нства детского сада, материалов, оборудования и ин вентаря
для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого во з-
растного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции нед о-
статков и их развития. РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятел ь-
ности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уед и-
нения. В ДОУ РППС создана педагогами для развития индивидуальности каждого р е-
бенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. В соответствии с
ФГОС ДО, для вып олнения этих з адач РППС построена с учетом следующих принципов:
Вариативности – наличия в ДОУ различных пространств (для игры, конструир ования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового мат е-
риала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познав а-
тельную и исследовательскую активность детей; полифункци ональности – обеспечения
возможности разнообразного использования составля ю щ их РППС (например, детской
мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных в и-
дах детской активно сти; содержательной н асыщенности – наличие средств обучения,
материалов, инвентаря, игрового, спортивного и оздоровительного об орудования, кот о-
рые позволяют обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творч е-
скую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступных
детям; двигательную активность , в том числе, развитие крупной и мелкой моторики ,
участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во вз а-
имодействии с предметно -пространственным окружением; возможность самовыраж ения
детей; трансформируемости – обеспечение возможности изменений РППС в зависим о-
сти от образоват ельной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможн о-
стей детей; доступности – обеспечение свободного доступа воспитанников (в том числе,
детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пос о-
биям, обеспечивающим все о сновные виды детской активности; безопасности – соотве т-

Страница 33

33

ствие элементов РППС требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их и с-
пользования, такими как санитарно -эпидемиологические правила и нормативы, и прав и-
ла пожарной безопа сности.

СПИСОК ЛИТЕРАТ УРЫ:

1. Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям
для преодоления лексико -грамматического недоразвития речи у дошкол ьников с ОНР. -
СПб.: «Детство -Пресс», 2001.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические з анятия в
старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном -Пресс, 1999.
3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М.
«Организация развивающей предметно -пространственной среды в соответствии с фед е-
ральным госуд арственным образовательным стандартом дошкольного образования. М е-
тодические рекомендации для педагогических работников дошк ольных образовательных
организаций и родителей детей дошкольного возраста» М.: Федеральный институт ра з-
вития образов ания, 2014.
4. Ни щева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей
с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.
5. Преодоление ОНР у дошкольников./ под ред. Волосовец Т.В., М., Творческий
центр, 2007.
6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образов а-
ния «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб., 2011;
7. Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно: система коррекции ОНР у детей 6
лет», «Дневник воспитателя логопедической группы». М., 2002.
8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодол е-
нию ОНР у детей - М., 2010 г.;
9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недора звитием
речи в условиях специального детского сада. Ч. 1. Первый год обучения (старшая гру п-
па ). – М.: Издательство «Альфа», 1993.
10. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты
занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. – М.: Изд а-
тельс тво «Гном и Д», 2005.