cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Страница 2

Страница 3

Страница 4

3

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
П рограмм а «Мир музыки » представляет собой оригинальную систему
художественно -эстетического воспитания и предлагает экспериме нтальный
подход к развитию малышей. По форме организации программа является
групповой. По времени реализации – трехгодичной.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные
документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Приказ М инистерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30 авгус та 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного вр ача
Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении
СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций».
- «Концепция развития си стемы дошкольного и общего образования
ОАО «РЖД».
Программа «Мир музыки» разработана на основе методики СМЭВ
(синестезийное музыкально -эстетическое воспитание) Н.П. Коляденко 1.
Методика СМЭВ способствует развитию межчувственных связей,
определяющих раскрыт ие общего творческого потенциала; последовательному
накоплению и оперированию слуховыми представлениями и навыками,
учитывает естественный ритм ребенка, не форсируя его возрастные
возможности. Это позволяет наиболее полно раскрыть творческие ресурсы
ребенк а, развить «универсальные художественные способности».
Программа представл яет собой оригинальную разработку по
коллективному интегрированному обучению детей элементарным навыкам
игры на блокфлейте в дошкольном учреждении. Опора на методику
синесезийного воспитания определяет специфику данной программы.
Одной из основных задач современной отечественной художественно -
эстетической педагогики является восстановление истинного смысла
эстетического воспитания. П едагогическая наука актуализирует его подлинное
значение, определяемое этимологией слова « эстетика » ( aisthetikos , греч. -
чувствующий ).
1 Н.П. Коляденко «Музыкально -эстетическое воспитание: синестезия и комплекс ное воздействие искусств»
(Новосибирск, 2003)

Страница 5

4

Соответствующая смена акцентов происходит и в музыкально -
эстетическом воспитании. Наряду со специфическими музыкальными задачам и
и внемузыкальными ориентирами (этически е, нравственные, познавательные)
большое значение приобретает формирование некоторых общих
художественных, эстетических качеств: широкий диапазон интуитивно -
эмоциональной , эвристической, художественно -творческой сферы .
Новые цели художественно -эстетичес кого воспитания требуют и
соответствующих методов обучения. В традиционной системе образования
ведущим остается вербально -знаковый метод, основанный на словесных
понятиях, вербально сформулированной информации. Однако, воспитание
человека, не только размыш ляющего о мире, но и чувствующего,
«эмоционально проживающего» его, требует активизации невербальных
способов преподавания и воспитания , нацеленные на то, чтобы не утерять
непосредственность и эмоциональность, так присущие ребенку.
Эмоциональное состояние ребенка, его мироощущение, желание и
стремление к получению все новых и новых знаний наиболее естественно,
полно и безболезненно протекает через соощущение. Соощущение (от гр.
synaisthes's - синестезия - одновременное ощущение, сов местное чувство) -
создание и использование множественн ых связей между органами чувств .
Помимо или вместо ощущения, передаваемого одним каналом восприятия,
«всплывает» близкое ему ощущение другой модальности. Это добавляет новые
«призвуки», нюансы, оттенк и к основному ощущению, спсобствуя большей
полноте и глубине чувствования . Способность к синестезии – одно из
феноменальных свойств человеческого восприятия мира .
Обращение к первичным элементам чувственного опыта ребенка,
ощущениям, и их взаимодействию представляется целесообразным в выборе
метода музыкально -эстетического воспитания.
В качестве основного принципа предлагается не использование
«готовых», закончен ных художественных произведений , а работа с отдельными
элементами языковой структуры. Внутреннее, глубинное, интонационное
родство цвета, линий, форм, звуков, ритмов, тембра, фактуры, поверхностей,
объемов, статики и движения, проявляющееся в произведениях разных видов
искусства, при их комплексном, интегрированном воздействии , создает
своеобразную среду, поле, в котором осуществляется синестезийная настройка
ощущений.
Подобное воздействие является плодотворным и полным в условиях
всестороннего погружения в мир чувствований, эмоционально окрашенных
ощущений, которое невозможно без исполнительского ощущения
звуковысотного тембра.
Наиболее подходящим для этих целей инструментом представляется
блокфлейта (сопрано, немецкий строй). Помимо простоты исполнения, ухода и
мобильности , этот инструмент имеет множество преимуществ:

Страница 6

5

 развивает моторику и дыхательную систему, а значит развивает
интеллект, снимает напряжение, способствует общему оздоровлению и
укреплению защитных сил организма;
 повышает работоспособность и развивает память и внимание;
 развивает артикуляцию, что способст вует успеху, устраняя
логопедические затруднения;
 развивает воображение (через поиск новых способов извлечения
звуков);
 приучает ребенка к труду и терпению, открывает творческую
музыкальную одаренность и развивает вкус к прекрасному;
 формирует правильную осанку и чувство уверенности в своих силах,
чувство значимости в коллективном и личном исполнении.
С самых древних времен музыка сопровождает человека в жизни. Она
вдохновляет его на великие дела, дарит радость и восторг, утешает в трудные
минуты. Волшебна я сила музыки была известна еще в Древней Греции, где
музыкальному развитию детей уделяли большое внимание. Современные
научные исследования доказали, что музыка с самого раннего возраста является
для ребенка мощным стимулом для эмоционального, психическог о и
интеллектуального развития. Оказывая комплексное воздействие на ребенка,
музыка - универсальное средство развития и воспитания. Хорошая музыка
оказывает благотворное влияние на формирование детской нервной системы,
уравновешивает, способствует коррекци и поведения, а также напрямую влияет
на развитие мозга. Известно, что взрослые, занимающиеся в детстве музыкой,
легко осваивают точные науки, иностранные языки, обладают богатым и
глубоким внутренним миром, духовно развиты, хорошо чувствуют и понимают
друг их людей . Благотворное воздействие музыки на ребенка через
музицирование и определяет актуальность данной программы.
Впервые в истории дошкольного музыкального воспитания реализуется
программа, которая ориентирована на развитие музыкальности в самом
широ ком смысле этого понятия: музыкально -художественного мышления,
художественно -эстетического восприятия мира. Это концептуальное отличие
от существующих ныне и существова вших ранее программ, где развитие
музыкальных способностей подразумевается узконаправле нными средс твами.
Так, программа А. Бурениной «Ритмическая мозаика» предполагает
музыкальное развитие средствами моторно -двигательных, пластических
ощущений музыки.
Наиболее интересно сравнение с близкой по направленности программой
Радыновой О.П. «Музыкальные шедевры» . Программа предполагает
формировани е музыкальной культуры, как части общей культуры детей
средствами активного восприятия «эмоциоанльно окрашенных, разных по
содержанию, произведений музыкальной классики» (О.П. Радынова). Сходства
и различия касаются не только цели программы, но и средств, методов, которые
автор формулирует, как «метод уподобления характеру звучания». Среди
методов слухового восприятия с уществуют методы «тембро -

Страница 7

6

инструментального уподобления » и «цветовое уподобление для закрепления
представлений о характере музыки ». В темброво -инструментальном
уподоблении п рограмма предполагает использование только лишь ударные,
колористические и шумовые инструменты , соответствующие эмоциональному
содержанию заданного музыкального обр аза . К звуковысотным автор
предлагает обращаться в возрасте 6 -7 лет.
Цветовое восприятие в понимании автора подразумевает разъяснение
вербально -понятийным языком цветовых значений детям, что задает
определенную программу, навязывает художественный образ, слово -образ . Это
обнаруживает принципиальное отличие от данной программы.
Настоящая программа «Мир музыки» манифистирует активизацию
синестезийного худож ественного мышления путем погружения в
невербальные, полисенсорные соощущения в том числе через исполнительское
ощущение звуковысотного тембра , выражение собственных переживаний
образа полисенсорными средствами либо создание собственных образов,
собственн ых интерпретаций.
Отличительной особенностью программы является ориентация на
стимулирование слухового восприятия музыки и адекватного эмоционального
отклика воспитанников на музыку через коллективное музицирование на
звуковысотном инструменте – блокфле йта сопрано, немецкий строй. Это
определяет сверх -цель данной программы, учитывающей опыт различных
авторов в области музыкального развития детей (Н.П. Коляденко, О.В,
Новикова, Г. А. Демешко, Н.А. Царёва, О.А. Владимирова, К. Орф Г.С. Франио,
А.И. Бурени на , А. Котляревская -Крафт, Л. Маслова и др.).
1.1.1 Цели и задачи.
Цель программы - создать условия для здоровьесбережения, развития
музыкально -художественного мышления детей, направленн ого на
формирование общей культуры, мотиваци ю к познанию и реализаци ю
творческого потенциала, воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости,
взаимопомощи, взаимовыручки в процессе коллективного обучения игре на
блокфлейте.
Задачи программы :
1. Использовать здоровьесберегающий и развивающий потенциал
обучения игре на блокфлейте.
2. Организовать содержательный досуг в качестве сферы
восстановления психофизиологических сил ребёнка, правильного дыхания и
положения корпуса во время исполнения произведений на блокфлейте.
3. Воспитывать эмоционально -ценностное отношение к музыке,
устойчивый интерес к отечественному и мировому музыкальному искусству,
потребности в самостоятельном общении с высокохудожественными образцами
музыкальных произведений при освоении блокфлейты.
4. Познакомить детей с духовым искусством и привить элементарные
навыки игры на блокфлейте, пробудить интерес к музыке и музыкальной

Страница 8

7

деятельности, освоить музыкальные произведения и расширить знания о
музыке.
5. получить элементарные сведения из области музыкальной грамоты,
освоить аппликатуру блокфлейты, получить возможн ость ансамблевого
музицирования.
6. Создать условия для р азвития музыкальн ого слух а, музыкальн ой
памят и, образно го и ассоциативного мышления , творческо го воображения ,
способност и к сопереживанию.
7. Приобрес ти практические умения и навыки: пение, слушание
музык и, игра на музыкальных инстр ументах, музыкально -пластическое
движение, свободная импровизация .
1.1.2 Методы достижения цели:
1. Наглядно -слуховой (аудиозаписи , исполнение педагога ),
2. Наглядно -зрительный (видеозаписи , исполнение педагога ),
3. Словесный (рассказ, беседа, художественное слово),
4. Практический (показ приемов исполнения, импровизация),
5. Словесно -практический метод освоения исполнительского дыхания
и правильной постановки на блокфлейте ,
6. Частично – поисковый (проблемная ситуация – ра ссуждение –
верный ответ), методические игры,
7. Интегрированный метод, объединяющий обще творческую практику
и изучение музыкальной теории,
8. Метод диалога,
9. Игровой метод, применяющийся для максимального оживления
процесса восприятия нового материала ребёнком,
10. Метод музыкального обобщения, ретроспективы и перспективы
(«забегание» вперед и возвращение к пройденному материалу),
11. Метод темброво -стилевого постижения музыки,
12. Метод ансамблевой игры.
1.1.3 Сроки реализации программы составляют 3 года, отвод имых на
освоение блокфлейты, приобретению навыков сольной и ансамблевой игры:
I этап – 4-5 лет (65 часов) ;
II этап – 5-6 лет (65 часов) ;
III этап – 6-7 лет (65 часов)
Форма проведения занятий – групповая. Группа – 10 человек.
Режим заня тий : по 30 минут 2 раза в неделю (8 занятий в месяц) .
Занятия – вторник и четверг по следующему расписанию:
15:30 -16:00 - I группа
16:10 -16:40 –II группа
16:50 – 17:30 – III группа
17:40 – 18:10 – IV группа.
Адаптационные занятия для начинающих зан иматься по програм ме « Мир
музыки » длятся 1-1,5 месяца. Их продолжительность составляет 15 -20 минут 2
раза в неделю .

Страница 9

8

В группы приглашаются все желающие дети, независимо от проявленных
ими к началу обучения музыкальных способностей.
1.1.4 Результаты , полученные в ходе освоения данной программы ,
охватывают достаточно широкий круг знаний, умений и навыков в силу
разнообразия форм работы:
- активизация всех органов чувств ребенка
- расширение представлений о мире
- формирование эстетического вкуса
- воспитание грамотного слушателя
- развитие музыкальных способностей
- накопление знаний, умений и навыков, связанных с представлениями об
элементах музыкальной речи (музыкальный слух, внутренний слух, чувство
ритма, вокальные навыки, знание нотной грамоты ит.д.).
- владение элементарными навыками музыкального исполнения
(ансамблевое пение, блокфлейта сопрано немецкий строй).
Следует подчеркнуть, что программа предполагает личностно -
ориентированный подход в процессе коллективного обучения. Каждый ребенок
имеет задатки и спосо бности к проявляениям музыкальнсти. Индивидуальные
психофизиологические ритмы каждого ребенка определяют степень , силу и
широту раскрытия заложенного потенциала. Для каждого ребенка существуют
свои периоды накопления информации (интеллектуальной, эмоциональной и
др.) и ее отдачи. Форсирование этих ритмов противоречит основному методу
синестезийного музыкально -эстетического воспитания. Обращаясь к природе
межчувстве нного восприятия, что является естественной и привычной средой
мироощущения детей мы должны оставаться «садовником», нежели
«гончаром» (сравнения Л. Выготского), терпеливо поливающим, питающим
свои культу ры для их естественного роста . Поэтому , исходя из з оны
ближайшего развития, для одних детей результатом станет отражение в
цветных беспредметных образах собственных переживаний восприятия
музыкального произведения, другие смогут с помощью цветовых линий и
графики отразить услышанные ими элементы музыкальн ой речи (тембр,
мелодия, ритм, темп, штрихи и др.) .
Освоение ребёнком слова, как обозначения качества предметов
принципиально изменяет весь процесс ощущений. Слово, сначала лишь
сопровождает, а затем замещает действие непосредственного раздражителя. И
есл и мы соединим слово, цвет и музыку в единое целое, то получим
положительный эмоциональный потенциал, который, как мы предполагаем,
послужит мощным толчком не только к эстетическому и умственному
развитию ребенка. В процессе этой работы мы должны получить э моционально
устойчивый фон ребенка, посредством которого ребенок будет увереннее
относится к своим возможностям.
Более высоким уровнем станет способность узнавать нотный текст и
воплотить некий эмоциональный образ с помощью инструментального
исполнительства (блокфлейта).

Страница 10

9

Окончив обучение по данной программе ребенок получает те навыки и
умения, которые позволят ему при желании с легкостью продол жить обучение
в ДМШ (ДШИ ) на более высоком профессиональном уровне.
Ф орм ой подведения итогов является публичное исполнение
воспитанников на внутренних и внешних концертах, фестивалях, конкурсах.






































Страница 11

10

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно -методический план.
Строение программы представляет собой ци клическую структуру, в
которой накопление материала чередуется с его обобщением (январь, май ).
Заявленный материал не явл яется ограничительной нормой. Накопленная
слуховая информация находятся в посто янном обороте на последующих
уроках.
«Мир звука » включа ет разнообразные формы работы :
1. слушание музыки ,
2. знакомство с музыкальной грамотой ,
3. игра на блокфлейте ,
4. слуховой анализ ,
5. развитие артикуляционного аппарата,
6. работа над исполительнским дыханием,
7. интонирование ,
8. работа с ритмом ,
9. движение под музыку ,
10. импровизация .
Включение нового материала подразумевает полное овладение навыками
уже действующих форм работ и осуществляется в непосредственной
зависимости от общего ритма группы. Поэтому количество времени на каждый
материал , предлагаемое в программе, условно и может варьироваться в
зависимости от индивидуального ритма группы .
Таблица 1
Первый год обучения (4 -5лет)
Меся
ц
(кол -
во
часов
)
Тема Слушание
музыки
Сольфеджио Ритмика Игра на
блокфлейте
Ключевые
термины
Сентя
брь . 8
часов
Музыкал
ьная
радуга.
Э. Григ.
«Утро»
(«Пер
Гюнт»), П.
И.
Чайковски
й
«Утренняя
молитва»
(«Детского
альбома»)
П.И.
К. Яначек
«Псаффа»,
Колокольн
ые звоны
Звуки
музыкальные
и шумовые;
высокие и
низкие;
тихие и
громкие;
короткие и
длинные
(четверть,
восьмая).
Камертон.
Музыка тела.
Э. Григ
«Утро» из
сюиты «Пер
Гюнт», А.
Вивальди
«Гроза»
(«Времена
года»).
Ходьба по
кругу
«Паровоз »,
«Воробей
Антошка»,
«Бабочка
чудесная»
История
блокфлейты
. Семейство
блокфлейт.
Устройство
флейты и
уход за
инструмент
ом. в классе
и дома.
Организаци
я занятий

Музыка,
звук, шум,
музыкал ьные
инструменты
(маракасы,
бубны,
тарелочки,
дудочка,
барабан,
кастаньеты,
колокольчик
и,
блокфлейта )

Страница 12

11

(СД к
«музыкаль
ной
палитре»)
Импровизац
ия на муз.
ин струмента
х Т. Боровик
«В доме
моем
тишина»,
«Маленький
дождик»
Изображение
звука
колоколов на
фортепиано


Октяб
рь . 8
часов
В гостях
у красок
осени.
Г.
Свиридов
«Весна и
осень»
А.
Вивальди
«Весна»,
«Осень»,
«Лето»
(«Времена
года»), С.
Прокофьев
«Дождь и
радуга»

Лад. Мажор.
Минор.
(слуховой
анализ)
«Весело -
грустно»
Л.В.
Бетховен.
(//Г. Франио,
И. Лифиц.
Методическо
е пособие по
ритмике).
Ходьба. Бег.
Кружение.
(Танец
«Полетели
листья»,
«Дяте л»,
«Капельки
прыг -прыг»),
Музыкально -
ритмическая
игра «Часы».
Импровизац
я на
фортепиано
(капли
дождя, гром,
ветер).
«Капелька
чудесная»
Аппликатур
а.
Постановка
дыхания.
Постановка
кор пуса и
рук
исполнителя
.

Лад. Мажор.
Минор.
Нояб
рь . 8
часов
Музыка

художни
ца.
Чайковски
й «Болезнь
куклы»
(«Детский
альбом»),
А.
Гречанино
в
«Жалоба»,
Р. Шуман
«Веселый
крестьянин
».
Консонанс.
Диссонанс.
(слуховой
анализ)
Ходьба. Бег.
Кружение.
Е. Тиличеева
«Марш»,
«Бег» (Г.
Франио),
М.
Раухвергер
«Ножками
затопали»,
Е. Тиличеева
«Медведи»,
Буренина
«Веселые
путешествен
ники»
Камаринская
(обр. Т.
Звукоизвлеч
ение, атака.
Работа
пальцев.

Инсцениров
ка русских
народных
сказок
(«Теремок»,
«Колобок» и
др.) с
помощью
музыкальны
х
инструмент
ов.

Конс онанс.
Диссонанс.М
арш. Танец.
Пляска.

Страница 13

12

Ломовой//М
узыка и
движение)

Декаб
рь . 7
часов
Сказки
Госпожи
мелодии .
М.П.
Мусоргски
й
«Избушка
на курьих
ножках»,
«Балет
невылупив
шихся
птенцов»,
Лядов
«Баба
Яга»,
«Кикимора
», П.И.
Чайковски
й «Баба
Яга»
Н.А. ,
«Танц феи
Драже».
Римский -
Корсаков
«Полет
шмеля».
Колыбельн
ая Умки
Четверть.
Восьмая.
Ритмические
фигуры
(ритмослоги)
.
Кружение.
Пружинка.
Танец
«Снежинки»,
«Снеговички
», «Новый
год»,
«Пляска
зайчиков».
Воспроизвед
ение
ритмических
фигур с
помощью
музыкальны
х
ин струменто
в.
Базовые
компоненты
нотной
грамоты:
обозначения
нот первой
и второй
октав.
Длительнос
ти и паузы.
Понятие о
тембре.
Доля. Метр.
Размер.
Импровизац
ия.

Сочинение
новогодней
сказки с
помощью
музыкальны
х
инструмент
ов.
Музыкальная
сказка.
Мелодия -
вь юнок,
мелодия -
пружинка,
мелодия -
пятно.
Колыбельная
.

Январ
ь . 4
часов
Музыкал
ьная
палитра.
Музыкальн
ая
викторина
«В гостях
у музыки»
Детская
песня «До,
ре, ми….»
Сказка
«Музыкальн
ый теремок»
Музыкальны
е подвижные
игры,
разученные
ранее.
Игра в
ансамбле.
Закрепление
раннее
введенных
понятий.
Февра
ль . 7
часов
Душа
Госпожи
мелодии
П.И.
Чайковски
й «Вальс
цветов»
(«Щелкунч
ик»), П.И.
Чайковски
й
«Сладкая
греза»,
«Марш
деревянны
х
Нотный стан,
ноты,
скрипичный
ключ.


Упражнение
с мячами.
Танец. Марш
солдатиков.
«Мы
солдаты».
Ритмическая
игра «Гудит
машина…».
А.И.
Буренина
«Куклы
неваляшки»
Репетиции
на сцене и
выступлени
е.
Нотный стан.
Ноты.
Скрипичный
ключ. Марш.
Ритм.

Страница 14

13

солдатиков
»,
Г. Гладков
«Ох, рано
встает
охрана…»
(из м/ф
«Бременск
ие
музыканты
»)


Март .
8
часов
Весенни
е
пробужд
ение
природы
.
Проводы
зимы.
К. Сен -
Санс
«Карнавал
животных»
(Лев, Слон,
Аквариум,
Черепаха,
Петух и
куры)
Хоровод
«А мы
Масленицу
дожидаем»
Римский -
Корсаков
«Проводы
масленицы
»
Звукоряд.
Интервал.
Трезвучие.
Буренина.
«Плюшевый
медвежонок»
. А.
Филлипенко
«Ну -ка,
зайка,
попляши»(«
Поиграем,
потанцуем»).
Хоровод «А
мы
масленицу
дожидаем».
Чтение
знакомых
стихов с
применение
м
музыкальны
х
инструменто
в.
Чтение с
листа.
Масленица.
Хоровод.
Интервал.
Звукоряд.
Трез вучие.
Апре
ль . 8
часов
«Смех и
радость
мы
приноси
м
людям!» .
Гаврилин
«Шуточны
й марш».
Бах
«Шутка».
Кабалевск
ий
«Клоуны»
Интервалы
широкие и
узкие
(секунда,
септима,
терция,
секста –
слуховой
анализ).
Подпрыгива
ние и бег.
«Веселые
мячики».
Муз. М.
Сатулин ой.
(//Музыка и
движение )
Развитие
диапазона.

Шутка.
Смех.
Широкий
интервал,
узкий
интервал.
Май .
7
часов.
Карнава
л
животны
х.
К. Сен -
Санс
«Карнавал
животных»
.
(Королевск
ий марш
льва,
черепаха,
Синкопа.
Пунктир.
А.И.
Буренина
«Полька»,
А.И.
Буренина, Т.
Сауко
«Большие
ноги»,
«Ладушки -
Чтение с
листа.

Изобразитель
ная музыка.
Интервалы.

Страница 15

14

слон,
антилопа,
аквариум).
ладошки»,
«Поезд».
Итого: 65 часов.


























Страница 16

15

Таблица 2
Второй год обучения (5 -6 лет)
Месяц Тема Слушание
музыки
Сольфеджи
о
(музыкальн
ая грамота,
интонацион
ное
развитие,
ритмическо
е развитие)
Ритмика Игра на
блокфлейте
Ключевые
термины
Сентя
брь. 8
часов
Музыка
в гостях
у поэзии.
С.
Прокофьев.
«Дождь и
радуга».
С.
Прокофьев
«Болтунья».
В.А.
Моцарт,
Лакримоза.
Ритм. Роль
ритма в
создании
характера
музыкальны
х тем.
А.И.
Буренина
«Разноцвет
ная игра».
Импровиза
ция на
шумовых
музыкальн
ых
инструмент
ах
знакомых
стихов.
Работа над
исполнител
ьским
дыханием и
звуковеден
ием.
.

Интонация.
Музыкальн
ая
интонаци я.
Октяб
рь. 8
часов
Музыка
в гостях
у сказки.
М.П.
Мусоргский
«Избушка на
курьих
ножках»,
В.А.
Моцарт
«Турецкий
марш».
Четверть.
Восьмая.
Половинная
нота. Ноты
второй
октавы.
Свободный
выбор
движений,
соответству
ющих
звучащей
музыке. Е.
Тиличеева
«Медведи»,
В.А.
Моцарт
«Турецкий
марш».
А.И.
Буренина
«Кузнечик»
.
Импровиза
ция на
музыкальн
ых
инструмент
ах формы
знакомых
сказок,
соответству
Организаци
я
целесообра
зных
игровых
движений.

Музыкальн
ая форма.
Чет верть.
Восьмая.
Ноты
второй
октавы.

Страница 17

16

ющих
музыкальн
ым формам
(3-х
частная,
рондо)
Ноябр
ь. 8
часов
Я вижу
тебя,
музыка!
Дебюсси.
Дельфийски
е
танцовщицы
. А.
Вивальди.
Времена
года (1723)
Лето. Гроза
(барокко) –
Рембрандт
(Харменс
ванн Рейн.
Пейзаж с
грозой
(1638)
(галландски
й
ренессанс).
Шопен.
Этюд № 12
«Революцио
нный» -
(Уильям
тернер.
Снежная
буря:
переход
армии
Ганнибала
через
Альпы.
(1812)

Чтение
ритмически
х рисунков.
Альтериров
анные
звуки.
Выражение
танцевальн
ыми
движениям
и характера,
настроения
предлагаем
ой картины.
Буренина
«Белочка».
Развитие
диапазона.
Работа над
регистрами
Чтение с
листа.

Музыкальн
ая форма.
Альтериров
анные звуки
(си бемоль,
ля диез).
Декаб
рь. 7
часов
Новогод
ний
карнавал
.
П.И.
Чайковский
«Щелкунчик
»
(фрагменты
балета).
Пунктир,
синкопа,
затакт.
Разучивани
е песни Э
Елисеевой -
Шимдт на
сл. А. Барто
«Наша
Таня».
«Новый
год»
«Пляска
зайчиков»
«Елочка»,
«Танец
снежинок»
Шествие
сеньора
Помидора
из балета К.
Хачатуряна
Игра в
ансамбле.
Новый год.
Пункт ир.
Синкопа.

Страница 18

17

«Чипполин
о».
Тиличеева
«Марш»,
«Поезд
идет»
(//Поиграем
потанцуем)
Январ
ь. 4
часа
Сыграем
в
«прятки»
с
музыкой.
Музыкальны
е
викторины.
Обобщение
материала
по теме
«Ритм.
Длительнос
ти.
Ритмически
й рисунок».
Подвижные
музыкальн
ые игры
разученные
ранее.
Составлени
е
ритмическо
го рисунка
знакомого
стихотворе
ния с
использова
нием
музыкальн
ых
инструмент
ов.
Исполнени
е
элементарн
ого
двухголоси
я.
Знаки
альтерации.
Февра
ль. 7
часов
Ты
откуда,
музыка,
в гости к
нам
пришла?
Э. Григ.
«Утро».
П.И.
Чайковский
«Марш
деревянных
солдатиков»
М.П.
Мусоргский
«Избушка на
курьих
ножках»,
«Балет не
вылупивших
ся
птенцов».

Интервалы
(прима,
октава)
Музыкальн
о-
подвижная
игра
«Композито
р» (
Музыкальн
ый
материал В.
Семенова
«На
лошадке»
из сюиты
«Шествие
игрушек»)
Импровиза
ция «Я
композитор
».
Композитор
.
Март.
8
часов
Я -
Исполни
тель.
Мини -
концерты
приглашенн
ых
исполнителе
й.
Знакомство
с
симфоничес
Интервалы
(прима -
октава,
секунда -
септима,
терция -
секста,
кварта -
квинта)
А.И.
Буренина
«Белочка»
Хоровод «А
мы
масленицу
дожида ем».
Игра
«Снежки».
Игра в
ансамбле.

Исполнител
ь. Обряд.
Хоровод.
Плясовая.

Страница 19

18






кими и
народными
музыкальны
ми
инструмента
ми.
Р.
Рустамова,
сл. Ю.
Островског
о «Тихие и
громкие
звоночки»
(//Музыка в
детском
саду.
Вторая
младшая
группа).
Апрел
ь. 8
часов
Большое
ухо.

Д.
Шостакович
. Вальс -
шутка.
И.С , Бах.
Шутка.
Ансамбль
Alterro
«Шутка» (И.
С. Бах)
Смех
саксофона.
Интервалы.
Тритон.
Разрешение
тритона.
А.И.
Буренина.
«Полька» .
«Артистка»
(//Т.
Бырченко.
С песенкой
по лесенке).
Вокальная
импровизац
ия.
Закрепелни
е навыков
многоголсн
ого
исполнения
.
Ш утка.
Юмор.
Май. 7
часов
Концерт. Григ
концерт ля
минор. Р.
Щедрин
«Озорные
частушки»
Интервал.
Трезвучие.
Кластер.
Разучивани
е новых
песен и
солировани
е. «Слон»,
«Сом»,
«Кошка и
мышка».
А.И.
Буренина.
«Волшебны
й цветок»
Моделиров
ание
ситуации
концерта
силами
детей.
Моделиров
ание жанра
концерта с
помощью
фортепиано
и других
музыкальн
ых
инструмент
ов
Концерт.
Жанр
концерт.
Итого: 65 часов

Страница 20

19


Таблица 3
Третий год обучения (6 -7 лет)
Месяц
. Кол -
во
часов
Тема Слушание
музыки
Сольфедж
ио
(музыкаль
ная
грамота,
интонаци
онное
развитие,
ритмичес
кое
развитие)
Ритмика Игра на
блокфлейт
е
Ключевые
термины
Сентя
брь. 8
часов
Исполните
льское
мастерство.
Прослушива
ние и
просмотр
концертных
исполнений
профессиона
льных
детских
музыкальны
х
коллективов
.
Ритм.
Роль
ритма в
создании
характера
музыкаль
ных тем.
Импровиза
ция на
шумовых
музыкальн
ых
инструмент
ах .
Ритмизация
знакомых
стихов.
Организац
ия
целесообр
азных
игровых
движений.

Интонация.
Музыкальна
я интонация.
Октяб
рь. 8
часов
Соло. Прослушива
ние и
просмотр
ко нцертных
исполнений
мастеров
музыки.
Четверть.
Восьмая.
Половинн
ая нота.
Импровиза
ция на
музыкальн
ых
инструмент
ах формы
знакомых
сказок,
соответству
ющих
музыкальн
ым формам
(3-х
частная,
рондо)
Развитие
диапазона.
Работа над
регистрам
и.
Сольные
исполнени
я.

Музыкальна
я форма.
Четверть.
Восьмая.
Ноябр
ь. 8
часов
Ансамбль. Прослушива
ние и
просмотр
концертных
исполнений
профессиона
льных
ансамблей
Чтение
ритмичес
ких
рисунков.
Выражение
танцевальн
ыми
движениям
и
характера,
настроения
предлагаем
Чтение с
листа.

Музыкальна
я форма.

Страница 21

20

блокфлейтис
тов.
ой картины.
Декаб
рь. 7
часов
Новый год. Прослушива
ние мировой
музыкально
й
литературы
на
новогоднюю
и
рождественс
кую тему.
Пунктир,
синкопа,
затакт.


Подвижные
музыкальн
ые игры
разученные
ранее.
Игра в
ансамбле.
Новый год.
Пунктир.
Синкопа.
Январ
ь. 4
часов
Я –
музыкант!
Музыкальны
е
викторины.
Обобщен
ие
материала
по теме
«Ритм.
Длительн
ости.
Ритмичес
кий
рисунок».
Обобщение
умений и
навыков по
работе с
ритмически
ми
рисунками,
полученны
ми в ходе
всего
обучения.
Исполнен
ие
элементар
ного
двухголос
ия.
Знаки
альтерации.
Февра
ль. 7
часов
Я –
композитор
!
Обобщение
навыков
активного
слушания,
выражения
эмоций по
прослушива
емому
произведени
ю через
беспредметн
ое
рисование.
Интервал
ы (прима,
октава)
Музыка льн
о-
подвижная
игра
«Композит
ор»
Импровиз
ация «Я
композито
р».
Композитор.
Март.
8
часов
Я –
слушатель!
Мини -
концерты
приглашенн
ых
исполнителе
й.
Знакомство
с
симфоничес
кими и
народными
музыкальны
ми
инструмента
ми.
Интервал
ы (прима -
октава,
секунда -
септима,
терция -
секста,
кварта -
квинта)
Чтение
усложненн
ых
ритмически
х рисунков.
Игра в
ансамбле.

Исполнитель
. Обряд.
Хоровод.
Плясовая.
Апрел Концертно Прослушива Интервал Игра Закрепелн Профессион

Страница 22

21


2.2. Содержание программы
Множественность интегрированных форм работ требуе т их объединения
в блоки :
- слушание музыки ;
- сольфеджио (музыкальная грамота, развитие внутреннего слуха,
развитие чувства ритма, интонационное развитие, пение, слуховой анализ) ;
- ритмика (движение под музыку , работа с ритмическими рисунками);
- Игра на блокфлейте .
Все блоки объеди нены по тематическому принципу и в то же время
сохраняют внутреннюю последовательность введения материала. Один
интегрированный тематический комплекс охватывает 3 (на третьем году
обучения 4) месяца – оптимальное время для постепенного введения новых
сведений для ребенка.
***
Первые три месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь) первого года обучения
посвящены понятию музыка, ее цветовому восприя тию. Цвет является
активным эмоциональным раздражителем, на который реагируют дети ,
поэтому начало музыкального развития связывается именно с ним.
С первых занятий вводится беспредметное рисование . Эта форма работы
видится наиболее оптимальным способом для детей раннего возраста выразить
не то лько эмоциональное содержание музыки, но и своего отношения к ней.
Кроме того, рисование рекомендовано психологами 2 в качестве регулятора
внутреннего состояния ребенка, который пока не способен сформулировать и
озвучить свои мысли. Интуитивно -чувственное восприятие детей успешно
может быть передано в беспредметных образах.
Работе с цветовым восприятием подчинены все формы работы:
знакомств о с элементами музыкальной грамоты (звуки, лад, консонанс,
2 А. Фабер, Э. Мазлиш. Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили. – М., 2010 –
336 с.
ь. 8
часов
е
исполнение
.

ние и
просмотр
записей
собственног
о
исполнения.
ы.
Тритон.
Разрешен
ие
тритона.
«Ритмическ
ое эхо»,
проводимая
детьми.
Роль
педагога –
наблюдател
ь.
ие
навыков
многоголс
ного
исполнени
я.
альный
музыкант.
Май. 7
часов
Концертно
е
исполнение
.
Прослушива
ние и
просмотр
записей
собстве нног
о
исполнения.
Интервал.
Трезвучие
. Кластер.
А.И.
Буренина.
«Волшебны
й цветок»
Моделиро
вание
ситуации
концерта
силами
детей.
Концерт.
Жанр
концерт.
Итого: 65 часов

Страница 23

22

диссонанс ), цветовое восприятие тембра блокфлейты, танцевальные движения ,
отвечающие характеру (цвету) музыки, подража ние музыкальным и шумовым
звукам. Важ ным является освоение длительностей с самых первых занятий,
поскольку чувство ритма – базовый навык, организующий в сознании детей
звуковой материал.
О чевидны расхождения с устоявшимися нормами традиционных
программ по с ольфеджио . Логи ка преподнесения материала , присутствую щая
в традиционной схеме освоения музыкальной грамоты, не целесообразна для
детей дошкольного возраста . Вслед за знакомством со звуками и их
характеристиками вводятся представления о ладе, консонансе и диссонансе,
которые согласуются с цветовым восприятием и другими интермодальными
связями. А изучение начинается со звуков «ля» (камертон) в разных октавах и
«си» - звука, удобного для исполнения на блокфлейте .
Следующие три месяца (декабрь, январь, февраль) охватывае т
графическое восприятие музыки . Н овый тематический комплекс не
подразумевает отказ от предыдущего. Оперирование цветовым восприятием
присутств ует постоянно, так как цветовое, графическое, двигательное
восприятие музыки являются этапами, необходимыми для комплексного
воздействия на все органы ч ув ств.
В блоке «Слушание музыки» с помощью графики происходит
знакомство с разными типами мелодии ( «мелодия -вьюнок », «мелодия -
пружинка », «мелодия -пятно » [Н.А. Царёва, 32] ). После нескольких занятий,
посвященных работе с графикой, вновь присоединяются цветовые
характеристики (фон, цвет линий и т.д.). Это происходит в январе, который
посвящен повторно -обобщающим занятиям , сводящим в единый комплекс все
накопленные знания.
Блок «Сольфеджио» также связан с графическими представлениями о
муз ыке (нотный стан, ноты, скрипичный ключ). Тема «Четверть. Восьмая», с
которой практически начиналось знакомство с музыкальной грамотой,
возвращается на новом этапе, в качестве освое ния и чтения ритмических
фигур с помощью ритмослогов.
Развитие графическ ого восприятия помогает лучше запомнить
расположение звуков на блокфлейте, а кроме того совместно с цветовыми
ощущениями полнее и глубже услышать , почувствовать извлекаемый звук,
соединиться в унисон в ансамблевом звучании.
Последние три «учебных месяца» (март, апрель, май) основаны на
ощущениях движения в музыке, которые проживаются не только «внешне», с
помощью ритмики, танцев, музыкальных игр, но и «внутренне», на уровне
ощущений, эмоций. Это происходит в блоке «Слушание музыки» , на основе
сюиты К. Сен -Санса «Карнавал животных» .
О снову «Сольфеджио» составляют понятия «интервал », «трезвучие »,
«звукоряд », знакомство с которыми происходит в форме слухового анализа, а
не тео ретического материала. Двигательное восприятие подкрепля ется
ощущением движения горизонтали и вертикали, а также ее плотности.

Страница 24

23

Расширяет ощущение характера движения новые ритмические фигуры –
синкопа и пунктир.
В общее русло цветового, графического и двигательного восприятия
включено и знакомство с блокфлейтой .
История блок флейты. Семейство блокфлейт. Устройство флейты и
уход за инструментом. Организация занятий в классе и дом а.
Блокфлейта – инструмент с давней историей.. Регистр блокфлейты
зависит от её вида. Различают сопрановую, альтовую, теноровую, басовую
блокфлейты. Дети знакомятся с устройством инструмента, рекомендациями по
уходу.
Аппликатуры. Постановка дыхания. Постановка корп уса и рук
исполнителя.
Существует две аппликатурные системы блокфлейты – барочная и
немецкая. Барочная система является интонационно сов ершенней немецкой, но
более трудной в аппликатурном плане. Поэтому на начальном этапе для
коллективного музыцирования рекомендуется немецкая система.
Постановка дыхания – важнейший элемент в обучении игре на
духовом инструменте, от которого зависит не т олько качество звука и звучания
инструмента, но и общее физическое состояние организма. Ребенок узнает о
процессе исполнительского дыхания, расположении и функции внутренних
органов, отвечающих за этот процесс, учится управлять ими в соответствии с
поставл енной задачей.
Непременное условие для контроля над качественным дыханием –
правильное положение корпуса, влияющее на все области звукоизвлечения и
технику пальцев. Неправильное положение корпуса при игре на блокфлейте
может нанести вред здоровью. От пра вильной постановки рук зависит
техническая сторона исполнения. Ребенок должен уметь держать инструмент
без напряжения и неудобства в мышцах и суставах, добиваться свободной
работы пальцев при закрытии отверстий. Дети осваивают как постановку в
положении ст оя, так и постановку в положении сидя.
При выдохе на любом духовом инструменте необходимо
пользоваться голосовыми связками, которые, смыкаясь, выдувают теплый
воздух. При работе голосовых связок гортань должна быть опущена, мягкое
небо приподнято, образу я «зевок». Тренировка и умение играть с
использованием голосовых связок. Умение отличить «правильный» звук от
«неправильного».
Звукоизвлечение, атака. Работа пальцев .
Для извлечения звука необходим контроль над дыханием,
положением корпуса, амбушюром и блокфлейтой. Работа над «выдержанными
звуками» - основным упражнением на звукоизвлечение. Рекомендуется
проводить занятия, стоя перед зеркалом для визуального контроля. Поначалу
ведущей рукой на блокфлейте является левая, а правая выполняет функцию
опоры, обеспечивающей легкость звукоизвлечения во время исполнения. Левой
рукой закрывают первые четыре отверстия сверху. Большой палец находится с

Страница 25

24

тыльной стороны и закрывает одно единственное отверстие. Отверстия следует
закрывать подушечками пальцев, а не фала нгами.
Игра в ансамбле.
Приобретение первоначального опыта игры в ансамбле эффективнее
всего происходит в дуэте с преподавателем. Ребенок учится слышать высоту
его звучания, иметь четкое представление о роли участников ансамбля.
Проработать главные моме нты исполнения – начало и окончание. Понятно и
выразительно показывать вступление и завершени е. Начинать работу можно
тогда, когда ребенок способен сыграть пьесу на 1 ноте.
Репетиции на сцене и выступление.
Репетируя на сцене, ребенок приобретает навык р ационального
подхода в распределении сил и времени при подготовке к выступлению на
концертной площадке, грамотно настраиваться на общение с аудиторией в
большом пространстве.
Методы, средства, формы работы учитывают возрастные
психофизиологические особенн ости среднего дошкольного возраста – 4-5
лет.
В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка
значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все
более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения.
Активно развивается моторика. Возрастные особенности детей 4 –5 лет таковы,
что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной.
Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но
неравномерно, поэтому ребенок быстро ус тает. Поэтому детям необходима
частая смена форм работы, что и предполагает программа.
В возрасте 4 –5 лет быстро развиваются различные психические процессы:
память, внимание, восприятие и другие. Дети становятся более осознанными,
произвольными. Развиваю тся волевые качества. Следует обращаться к этим
особенностям психического развития детей, для их развития, укрепления.
Ребенок вполне способен составить собственное мнение о воспринимаемом
музыкальном или художественном образе.
Типом мышления, характерн ым для ребенка 4 -5 лет, является наглядно -
образное. Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды
творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой,
аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность.
Возрастные особенности детей 4 –5 лет по ФГОС предполагают, что на этом
этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать
подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из
средств творческого самовыражения. Исходя из вышесказанного,
представляется целесообразным предложить детям перевести аудиальный,
слышимый образ в наглядный, для активизации осознания воспринимаемого
детьми, что получает полное воплощение в программе средствами
беспредметного рисования.

Страница 26

25

Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку,
понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое
воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом
листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя люб ую роль.
Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники
могут в течение непродолжительного времени сосредоточенно заниматься
каким -либо видом деятельности.

***
Второй год обучен ия построен по тому же принципу, но предполагает
более частую смену интермодальных связей. Так, сентябрь посвящен теме
«Поэзия и музыка», октябрь – «Проза и музыка», ноябрь – «ИЗО и музыка».
Главной задачей на этом этапе обучения является научиться не только видеть и
слышать в музыке стихи, прозу или живопись, но и, наоборот, слышать и
видеть музыку в смежных видах искусства. Конечно же , это происходит скорее
на эмоционально -интуитивном уровне, нежели логически -интеллектуальном.
В теме «Проза и музыка» происходит знакомство с понятием
«музыкальная форма» , где воспитанники знакомятся с 3 -хчастной структурой и
формой рондо – наиболее «наглядными» и легкими для восприятия в этом
возрасте. Постижение логики развития музыкального произ ведения
осуществляется также с помощью невербальных символов (линий, красок,
графических образов). Ощущение музыкальной формы вырабатывается и в
других видах деятельности – импровизация, движение под музыку. Важно
сохранить полученный опыт на протяжении п оследующих занятий. Поэтому
беспредметное рисование на всех последующих уроках производится
преимущественно в рамках определенной структуры, заданной педагогом или
услышанной детьми.
«Сольфеджио» подразум евает расширение и закрепление полученных
ранее зна ний и навыков . Поэтому основной темой (не исключающей другие
формы работы) первого полугодия учебного года является «Ритм», где
происходит освоение новых длительностей (в зависимости от индивидуальных
особенностей группы), знакомство с новыми ритмическими формулами, чтение
с листа ритмических рисунков. В некоторых группах возможна начальная
работа с чтением ритмической партитуры.
Традиционно декабрь посвящается подготовке новогодних праздников.
Январь – месяц обобщения и повторения.
Следующие четыре меся ца отмечены работой «организации»
эмоционально -чувственной сферы ребенка. Н а этом этапе, когда воспитанник
умеет воспринимать «чистую » музыку, адекватно переживать настроения,
которые она несет, владеет элементарными навыками слухового анализа
музыкального текста, важно расск азать ему о том, откуда же «берё тся» музыка.
Кто, как и для кого ее сочиняет, исполняет и слушает? А также важно
«перевести» чувственно -интуитивный анализ, выражаемый в красках, линиях,
движениях на вербальный язык. к этому времени речь ребенка стремительно

Страница 27

26

развивается, словарный запас значительно расширяется. Они свободно
оперируют знакомыми терминами, что позволяет им с помощью педагога
составлять рассказы с использованием элементарных сведений о произведении,
композиторе и собственных ощущениях. Это активизирует логически -
интеллектуальную сферу, расширит кругозор и позволит научиться
впоследствии строить целостный рассказ не только о том, что ребенок слышит
и видит, но и о том, что чувствует, какие эмоции и переживания испытывает.
В блоке «Сольфеджио» основной темой является « Альтерированные
звуки ». В некоторых группах возможно не только определение на слух, но и
работа с терминологических аппаратом.
Игра на блокфлейте.
Работа над исполнительским дыханием и звуковедением .
На втором году обучения увеличивается продолжительность звука на
блокфлейте до 10 секунд, что достигается аудиторными и внеаудиторными
заня тиями.
Развитие диапазона.
После повторения пьес, разученных на первом году обучения с
применением звуков си, ля и соль (первой октавы), до (второй октавы)
происходит расширение диапазона с помощью разучивания звуков ре (второй
октавы), фа и си -бемоль (первой октавы).
Базовые компоненты нотной грамоты: знаки альтерации. Динамика.
Знакомство со знаками альтерациями (диезом, бемолем и бекаром),
основными динамическими оттенками.
Организация целесообразных игровых движений .
На втором году обучения прои сходит постепенное усложнение
нотного материала, постижение новых размеров, ритмических рисунков,
темповых изменений. Проработка новых ритмоформул.
Чтение с листа.
Развитие навыка чтения нот с листа на примере небольших мелодий,
состоящих из пройденных нот с изученным ритмом. Выполнение текстовых
указаний, касательно верных нот, аппликатуры.
Игра в ансамбле.
Развитие навыков игры в ансамбле. Умение исполнять как сольные,
так и аккомпанирующие партии. На втором году обучения рекомендуется
пройти 3 -4 анс амбля.
Репетиции на сцене и выступление.
Репетируя на сцене, ученик приобретает навык рационального
подхода в распределении сил и времени при подготовке к выступлению на
концертной площадке, грамотно настраиваться на общение с аудиторией в
большом простр анстве. На втором году обучения следует увеличивать время
пребывания ребенка на сцене при единичном выступлении и количество
концертов.

Страница 28

27

Содержание второго года обучения соответствует возрастным
психофизиологическим особенностям старшего дошкольного возраста (5 -6
лет).
Происходят существенные изменения в представлении ребенка о самом
себе, о своем Я. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо представляет
какими качествами он обладает и начинают появляться представления каким и
качествами ребенок хочет обладать, каким бы он хотел стать. То есть дети
начинают понимать категории желательных и нежелательных чертах и
особенностях. Но поскольку этот процесс только начинается, ребенок не имеет
отдельно взятого представления о том, ка ким он должен быть, поэтому он
обычно хочет быть похожим на героев сказок, фильмов или знакомых людей.
Эта важное новообразование в личности ребенка является началом
появления учебной мотивации . То есть, учиться ребенка побуждает не столько
интерес к дисци плинам, сколько желание видеть себя «умным», «знающим»,
«умеющим», особенно по сравнению со сверстниками.
К 5 -6 годам дети способны внимательно слушать педагога, поним ать и
удерживать цель занятия, н о при условии значимости мотива действий, а для
этого не обходимо применять игровую структуру в обучении.
Расширяется интеллектуальный кругозор детей. Их интересы постепенно
выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Дети активно
интересуются окружающим социальным и природным миром, необычными
событиями и фактами. При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и
объяснить получен ную информацию. К 5 годам детей можно назвать
«маленькими философами», которые ежедневно самостоятельно делают
маленькие «открытия».
И нтенсивно е развити е речи и н аличи е произвольности в действиях
способствую тому, что дети могут без помощи взрослого налаживать общение
и организовывать игру. В игре со сверстниками важное значение принимает
совместное обсуждение правил игры . Поэтому на занятиях наибольшее
внимание уделяется групповым формам работы с элементами самоорганизации.
Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как
должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения
непонимания во время игры дети пыт аются объяснить партнёрам свои действия
или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При этом часто согласование
действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по
ходу самой игры. В этом возрасте дети уже самостоятельно способны создать
игровое пространство, выстроить сюжет и ход игры, распределить роли.
При этом взрослый по -прежнему остается самым важным и авторитетным
человеком для ребенка. Интерес к общению с взрослым не ослабева ет. Дети
активно стараются привлечь к себе внимание взрослых, во влечь в разговор,
поделиться своими новыми знаниями, впечат лениями, суждениями. И только
равноправное общение с о взрослым может поднять мнение ребенка о себе и
помочь почувствовать свое важность и компетентность. Содержательное,

Страница 29

28

разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое,
личностное) является важнейшим условием их пол ноценного развития.
Развитие психических процессов в 5 -6 лет.
Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов
окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представлений.
В восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины
объектов ребенок 5 -6 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до
10 различных предметов.
Устойчивость внимания растет, развивается способность к
распределению и переключению. То есть, ребенок способен выполнять
сложные инст рукции, осознанно переходя от одного вида деятельности к
другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Следовательно, у
ребенка возникает очень важное образование как произвольное внимание.
Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5 -6 объек тов .
К 5 -6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть
ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно -
зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5 -6 объектов, на слух
также 5 -6- объектов.
В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление .
Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается
способность схематизации и представления о цикличности изменений.
Важным в развитии мышления 5 -6 летнего ребенка становится
способность к обобщению, которое является основой развития словесно -
логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать и
делать выводы на основе заданных параметров. То есть, например, при
формировании групп предметов, ребенок способен учесть уже два признака.
Дети этого возраста способны дать адекватное причинное объяснение
чему -либо при условии, что это происходило в их жизненном опыте, то есть
ребенок слышал или видел описываемое.
Это пе риод расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом
проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое
развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развернутые и
последовательные истории. Но такие способности ребенок приобретает только
при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную
тему, сочинение собственных сказок.
Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно
это касается звуков. Дети уже с пособны правильно произносить шипящие,
свистящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это
способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается
интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в
повседневно й жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, то есть
дети уже используют практически все части речи и активно занимаются
словотворчеством. Лексический состав речи становится более широким,
активно используются синонимы и антонимы. Речь становится связной. Дети

Страница 30

29

способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные
события, но и второстепенные детали.

***
Третий год обучения завершающий. Он отмечен обобщенной тематикой
первого и второго полугодия учебного года. Блоки «Сольфеджио», «Ритмика»,
«Ключевые термины» обнаруживают явную цикличность с предыдущим годом.
Это связано с завершающим и обобщающим характером обучения на блок
флейте в дошкольном учреждении, оттачивании полученных ранее навыков,
более частое конц ертное исполнение, подготовка к самому важному событию
дошкольника – выпускной в детском саду и начало обучения в школе.
Игра на блокфлейте.
Развитие диапазона. Работа над регистрами .
На третьем году обучения происходит расширение рабочего
диапазона. Увеличивается продолжительность звука, смысловые фразы,
благодаря совершенствованию исполнительского дыхания. Работа над
владением аппликатурой, качеством звучания. Убедившись, что детьми
освоены звуки си, ля, соль, фа и си -бемоль (первой октавы), до и ре (второй
октавы), можно приступать к исполнению произведений с новыми звуками: ми,
ре, до, фа -диез (первой октавы).
Организация целесообразных игровых движений.
Анализ изучаемых сочинений с позиций жанра, элементов
музыкальной выразительности. Умение различать на слух произведения разных
жанров и стилей, возможность разного исполнения произведений, с учетом
выразительных особенностей.
Чтение с листа.
Усложнение навыка чтения нот с листа, его развитие на примере
более протяженных мелодий на известных звуках, с изученным ритмом.
Предполагается выполнение текстовых указаний, касательно темпа.
Игра в ансамбле.
Знакомство с различными ансамблевыми составами. Умение
различать на слух ансамбль однородных и неоднородных инструментов. Игра в
ансамбле с более сложными партиями участников однородных и разных
инструментов. Умение слушать себя в составе группы исполнителей. За год
рекомендуется пройти 3 -4 ансамбля.
Репетиции на сцене и выступление .
Репетируя на сцене, ребенок приобретает навык рационального
подхода в распределении сил и времени при подготовке к выступлению на
концертной площадке, грамотно настраиваться на общение с аудиторией в
большом пространстве. На третьем году обучения следует увеличивать время
пребывания ребенка на сцене при единичном выступлении и количество
концертов. Ставить перед детьми исполнительские задачи, такие как - донести
до слушателей смысл исполняемого произведения, его художественный образ.

Страница 31

30

Психологические осо бенности детей 6 -7 лет – это период, когда
вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования,
которые в будущем станут основой для других важных характеристик психики
ребенка и формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Ос новным изменением в сознании дошкольника стал так называемый
«внутренний план действий», который позволяет ребенку оперировать
различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.
Важным в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», ста новится
способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе
отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также
осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании
ребенка становится основой для морально -этического развития ребенка. Этот
период жизни считается очень чувствительным в сфере воспитания моральных
качеств человека. В этом направлении формируются такие качества как
заботливость, активное отношение к происходящему вокруг. И как след ствие,
возникает преобладание общественно значимых мотивов над личными.
Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности,
чувства прекрасного, ч увство гордости и самоуважения. Эти качества,
необходимые для исполнительского мастерства и по зволяют вывести
концертную деятельность на первый план.
Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, достаточно
устойчивая и имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень
ориентирован на внешнюю оценку. Но так как пока он не в состоянии
состав ить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный
образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и
сверстников. Дошкольники искренне стремятся быть хорошими, первыми ,
очень огорчаются при неудаче. Я рко и эмоционально реагируют на изменение
отношения, настроения взрослых.
Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со
сверстниками, так и с взрослыми.
Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается
сюжетно -ролевая иг ра. Особенность игры этого возраста в том, что дети
начинают осваивать и проигрывать в играх сложные взаимодействия людей,
проявляющие основные жизненные ситуации из окружающего мира. Игры
становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный
взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле,
всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от
необходимых игровых действий.
В этом возрасте мы можем говорить о процессе развития полной
произвольности в сех психических процессов, то есть о способности ребенка
самостоятельно контролировать, направлять и оценивать свое поведение и
деятельность. Но поскольку данный процесс сложно формируется, то ребенок в
6 лет еще легко отвлекается от своих намерений и може т переключиться на
что -то неожиданное, новое и привлекательное. К 7 годам ребенок уже

Страница 32

31

способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает и
вызывает яркий эмоциональный отклик, но и на той, которая дается с
некоторым волевым усилие м. К игровым интересам добавляется
познавательный интерес, что проявляется в виде «почемучки»,
а взрослый становится непререкаемым источником знаний.
Также необходимо отметить, что к 7 годам ребенок входит в очередной
«возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода
становиться так называемая «потеря детской непосредетсвенности», которая
выражается в манерничании, кривлянии и паясничании. Это поведение
выполняет функцию психологической защ иты от травмирующих эмоций и
переживаний ребенка. То есть ребенок хочет что -то показать взрослым своим
«нарочитым» поведением.
Общение в этом возрасте обозначают как внеситуативно -личностное, то
есть отражаю щее не данную временную ситуацию, а «что было» или «что
будет». Основное содержание общения – мир людей, правила поведения,
природные явления.
Взрослый выступает носителем социальных норм, правил социальных
контактов и человеком, открывающим природу мира.
Ведущая потребность в процессе общения – потребность во
взаимопонимании, сопереживании. Ребенок делится с взрослым самыми
яркими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными. И
основная задача родителей и педагогов принимать детские эмоц ии, не
преуменьшая их значимость в жизни ребенка.
К 7 годам завершается период дошкольного возраста ребенка.
Основными навыками этого периода становятся:
-освоение ребенком мира вещей и предметов культуры человека,
-способность позитивного общен ия с людьми,
-развивается половая идентификация,
-формируется так называемая «внутренняя позиция школьника», то есть
осознанное желание ребенка идти в школу, учиться, с полным
пониманием того, что ему предстоит делать и чего от него ждут взрослые.
Восприятие продолжает свое развитие, оно становится осмысленным,
целенаправленным, анализирующим. То есть ребенок способен на такие
произвольные (осмысленные, направленные) действия как: наблюдение,
рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные
эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия
пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на
другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления
право и лево.
Поскольку к этому возрасту у ребенка сформировано направленное
восприятие и внимание, как следствие и память становиться произвольной. То
есть дошкольник самостоятельно ставит себе цель: запомнить или вспомнить.
Эта способность одна из важнейших в развитии психиче ских функций,
поскольку ведет к способности ребенка (и в дальнейшем взрослого) обучаться

Страница 33

32

на протяжении всей жизни. Желание ребенка запомнить что -то следует активно
поощрять и направлять. Эта способность развивает сразу несколько других
направлений: мышление , внимание, воображение . В задачу взрослых входит
обучение детей способам запоминания, таким как классификация и
группирование.
По -прежнему основным остается наглядно образное мышление –
представление о предмете в образе словесного описания. Но постепенно
формируется и словесно -логическое мышление, то есть умение оперировать
словами и понимать логику рассуждений. Но эта особенность развивается
только с помощью взрослых, так как в этом возрасте ребенок обладает
нелогичностью рассуждений при сравнении (например, величины и количества
предметов). Стоит отметить, что словесно -логическое м ышление полностью
формируется только к подростковому возрасту.
Ребенок 6 -7 лет способен устанавливать причинно -следственные связи
(«что было» - «что стало» - «что будет потом»).
Этот период жизни ребенка характеризуется особенной
активностью воображения . Сначала это было только воссоздающее
воображение, то есть позволяющее просто представлять какие -либо сказочные
образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать
совершенно новые образ ы. Это особенно важное время для развития фантазии
ребенка.
Продолжается развития всех граней речи: грамматика, лексика и, как
следствие, речь становится более связанной. Словарный запас увеличивается,
дети активно употребляют обобщающие существительные, и спользуют
синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и
читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как
монологическая речь (объяснительная и описательная речь) , так и умение
участвовать в диалоге.
Начинает формир оваться письменная речь.
Увеличивается словарный запас – 3000 слов .

***
Драматургию всего процесса обучения в ходе освоения данной
программы объединяет принцип «единого эмоционального знака » (Л.
Выготский), понимаемы й в данном случае в более широком смысле.
Н авыки полисенсорного художественного восприятия , которые ребенок
получает в условиях занятия, он переносит и в другую образовательную среду.
Опыт художественного восприятия мира продолжает свое развитие не только
на других занятиях с воспитателями, на музыкальных занятиях, но и в условиях
«внешнего мира» за пределами детского сада. В этом отношении большую роль
играют посещения концертных залов, театров, музеев, выставок, картинных
галерей, где искусство живет в св оей естественной среде, где можно
почувствовать его «живое дыхание», напитаться его жизнеутверждающим
духом, волей, вдохновением. Огромное значение приобретает общение,

Страница 34

33

обсуждение увиденного, услышанного, прочувствованного, «пережитого»,
которым ребенок де лится с родителями . В ходе подобных обсуждений, которые
могут быть продолжены с педагогом, у ребенка рождаются нестандартные
идеи, видения, интерпретации, которые он формулирует с уверенностью,
вступая в полноценный диалог.
Способность художественного вос приятия мира, адекватного
эмоционального отклика, чувства к искусству, его понимание - есть главный и
первостепенный успех ребенка, его личная победа и завоевание.



































Страница 35

34

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Таблица 3
3.1. Материально -техническое обеспечение программы

1. Технические средства обучения
1
2
3
Колонки
Компьютер с выходом в сеть Интернет
Мультимедийное оборудование
1
1
1
2. Экранно -звуковые пособия
Видео -материалы

1.
2.
3.
4.
5.


Ансамбли для блокфлейты
Ансамбли для разных составов инструментов.
Картины художников
Произведения для блокфлейты
Произведе ния для симфонического оркестра

1
1

1
1
Фонотека (соответствующая заявленному материалу)
3. Учебно -практическое оборудование
1. Блокфлейта

На каждого ребёнка

























Страница 36

35

Список литературы
Абанович А.С. «Как научится играть на флейте», 2011
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. – СПб: Композитор, 2009
Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М. -Л., 1965
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2. Изд. 2 -е. – Л., Музыка, 1971
Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л., Советский композитор,1974
Блацерна П. Теория звука в приложении к музыке. – М.: Либроком, 2015
Гуляницкая Н. Музыкальная композиция: м одернизм, посмодернизм. – М.: Языки
славянской культуры, 2014.
Должиков Ю.Н. «Нотная папка флейтиста», Дека -ВС, 2003
Домогация И.Е. Развитие речи. Учебный курс для детей 3 -5 лет. – М.: Классика XXI , 2004.
Домогацкая И.Е. Развитие музыкальных способностей детей 3 -5 лет. – М.: Классика XXI ,
2004.
Капкова Е.П., Пантикова О.Ю. «Блок -флейта на уроке музыка», Музыка
Коляденко Н.П. Музыкально -эстетическое воспитание: синестезия и комплексное
воздействие искусств. – Новосибирск, 2003.
Люси М. Теория музыкального выражения. – М.: Либроком, 2014.
Мазель Л. Строение музыкальных произведений: Уч. пособ. - 2-е изд. доп. и перераб. –
М.: Музыка, 1979
Музыкальная акустика. Учебник (общ. ред. Н.А.Гарбузова). – М.: Музгиз, 1954.
Первозванская т. Теория музыки для маленьк их музыкантов и их родителей. I часть.
Учебник -сказка. - Спб.: Композиор, 1999.
Первозванская т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. II часть.
Учебник -сказка. - Спб.: Композиор, 1999.
Платонов Н.И. «Школа игры на флейте», Музыка, 1999
По ддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры. – Ростов -на -Дону: Феникс, 2012.
Пушечников И.Ф. «Школа игры на блок -флейте», Музыка, 2007
Радынова О.П. Настроение, чувства в музыке. Программа «Музыкальные шедевры».
Конспекты занятий с нотным приложением. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
Способин И. Элементарная теория музыки. – М.: Кифара, 1996
Федотов А.А. «Методика обучения игре на духовых инструментах», 1975
Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. – М.: Музыка, 1983.
Шеломов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. – СПб:
Композитор, 1997
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. – М., 1959













Страница 37

36

Приложения
Приложение 1
Примерный репертуарный список
Первый год обучения (4 -5 лет)

Народная, классическая и современная муз ыка
Андрей -воробей
Баю -бай
Французская мелодия
Пастушок
. Оленчик «Осеннее настроение»
Русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я»
Русская народная песня «Дождик»
Ю. Должиков «Пьеска»
Ю. Должиков «Танец»
Ю. Должиков «Колыбельная»

Второй год обучения (5 -6 лет)
Народная, кл ассическая и современная музыка
Василек
Как под горкой под горой
Ригодон
На лодочке
Когда святые маршируют
Теремок
Аллегретто
М. Кулясова «Медленный вальс»
И. Оленчик «Хорал»
Русская народная песня «Зайка»
Русская народная песня «Пастушок»
Русская народная песня «Василек»
Ю. Должиков «Пьеска»
Ю. Должиков «Танец»
Ю. Должиков «Колыбельная»

Третий год обучения (6 -7 лет)
Веселые гуси
Веселый сапожник
На горе -то калина
Карнавал в Венеции
Jingle bells
Ёлочка
Новогодняя песенка
Русская народная п есня «Как под горкой, под горой»

Страница 38

37

Украинская народная песня «Веселые гуси»
Польская народная песня «Веселый сапожник»
Русская народная песня «На горе -то калина»
Башкирская народная песня «На лодочке»
Г. Перселл «Ригодон»
Ж.Б. Люлли «Песенка»
А. Гедике «Песн я»
Ц. Кюи «Песенка»
Русская народная песня «Дровосек»
Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»
М. Красев «Топ -топ»
Д. Кабалевский «Маленькая полька»

Приложение 2
Техника безопасности
Основные требования к технике безопасности касаются, прежде всего,
работы с инструментом блокфлейта.
Инструмент необходимо использовать по назначению.
Блок -флейта – индивидуальный инструмент. Вместе с выдыхаемым
воздухом в инструмент попадают микрооргани змы. Поэтому после каждого
занятия инструмент следует обработать:
1. разобрать инструмент на составные части,
2. промыть проточной водой каждый элемент инструмента,
3. просушить естественным способом,
4. собрать инструмент,
5. сложить в индивидуальный чехол.
Передавать личный инструмент другим лицам для использования не
рекомендуется.