Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
1ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи программы………………………………………………… ..…4
1.2. Принципы и подходы к формированию программы…………………… ......5
1.3. Характеристика детей с общим недоразвитием речи……………… .……...6
1.4. Характеристика детей с фонетико -фонематическим недоразвитием .…....8
1.5. Характеристика детей с дизартрией…………………………………………9
1.6. Социальный паспорт групп………………….……………………………....10
1.7. Индивидуальные занятия………………………………………………….....11
1.8. Перспективное планирование коррекционно -развивающих занятий учителя -
логопеда в старшей группе………………………………………………………………..12
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АОП……………………………...19
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Принципы воспитания и обучения детей с нарушением ре чи…………….21
2.2. Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития р ечи II-III
уровня речевого развития………………………………………………………………….22
2.3. Логопедическая работа по преодолению фонетико -фонематического нед о-
развития речи в старшей группе…………………………………………………………..23
2.4. Особенности индивидуальной логопедической работы с де тьми, страдающи-
ми дизартрией……………………………………………………………………………....24
2.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализа ции про-
граммы с учетом возрастных и индивидуальных возможносте й воспитанников, специфи-
ки их образовательных потребностей и интерес ов………………………………………25
2.6. Взаимодействие участников коррекционно -образовательного процес са..26
2.7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с с емьей……27
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально -техническое обеспечение работы учителя -логопеда………28
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обу чения кор-
рекционного логопедического процесса……………………………………………… …31
3.3. Режим старших групп.……………………………………………………….…31
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий …………32
3.5. Особенности организации развивающей предметно -пространственной среды
Страница 2
2I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа (АОП) для дете й с общим недоразви-
тием речи определяет содержание и организацию коррекци онно-образовательного пр о-
цесса в группе компенсирующей направленности Частного дошкольного образовател ь-
ного учреждения города Новосибирска Детский сад 163 ОА О «РЖД» далее (ЧДОУ д/с
№ 163 ) с детьми дошкольного возраста от 5 -6 лет.
Программа разрабатывалась в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Росси й-
ской Федерации»
Федеральным государственным образовательным стандартом , приказ Мини-
стерства образования и науки Российской Федерации от 17 октяб ря 2013г. № 1155
Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.20 13г. № 1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образо вательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкол ь-
ного образования »;
СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно -эпидемиологические требования к
ус тройству, содержанию и организации режима работы в дошко льных организациях
(П остановление Главного государственного санитарного врача Рос сийской Федерации от
15 мая 2013г. №26);
Примерной адаптированной программой коррекционно -развивающей работы
в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с о бщим недоразвитием речи
(ОНР) Н.В. Нищевой, Е.В. Кузнецовой. Обучение грамоте по З.Е. Агронович.
3.6. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико -фонематическим нед о-
развитием речи» Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
1.1. Цели и задачи программы
АОП создана с учетом индивидуальных особенностей и потребн остей детей с
общим недоразвитием речи (ОНР) и фонетико -фонематическим недоразвитием речи
(ФФНР) и обеспечивает равные возможности для полноценного разви тия детей.
Цель: Построение системы работы в старшей группе для детей с ОНР в
возрасте от 5 -6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий все х узких спе-
циалистов дошкольного образовательного учреждения и род ителей дошкольников. А
также преодоление нарушений речевого развития, стимуляци я потребности в речевом
общении.
Задачи:
Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации,
обусловленным речевым недоразвитием;
Страница 3
3
Нормализация ар тикуляционной и мелкой моторики;
Развитие физиологического и речевого дыхания, голо са;
Нормализация просодических компонентов речи (мелодико -ин тонационной и
темпово -ритмической стороны);
Развитие фонетико -фонематической системы: артикуляционного праксиса,
дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представ-
лений;
Увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- развитие лексических значений слов;
- развитие способности словоизменения;
- развитие способности словообразования;
- развитие структуры предложения: нераспространенного и распространенного,
простого и сложного;
- развитие связной речи: диалогической и монологической.
- развивать психические функции (зрительное, слуховое восприя тие, память, вни-
мание);
Интеграция усилий специалистов и семей воспитанников, до ступное разъяс-
нение логопедической терминологии среди педагогическ их работников и родителей
ЧДОУ д/с № 163.
Успешное овладение ребенком речевой функциональной систе мой предполагает и
овладение им продуктивными видами деятельности, способству ющими сенсорному и
умственному развитию. Овладение и расширение репертуар а предметных действий спо-
собствует уточнению, обогащению и систематизации словар я, расширению представле-
ний об окружающем.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Программа сформирована в соответствии с принципами и под ходами, определен-
ными ФГОС ДО:
Принцип взаимосвязи сен сорного, умственного и речевого развития детей.
Принцип коммуникативно -деятельного подхода к развитию речи.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Учет ведущей деятельности дошкольников.
Принцип индивидуального подхода.
Принцип социального взаимодействия.
Принцип создания равных условий образования детей дошкольног о возраста,
независимо от языковой и культурной среды в семье.
Страница 4
4
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализа-
ции).
Принцип междисциплинарного подхода.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания .
Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
1.3. Характеристика детей с общим недоразвитием речи
II уровень развития речи
Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличи-
тельной чертой которой является наличие двух -, трех -, а иногда даже четырехсловной
фразы: «Да пить моко» — дай пить молоко; «баска атать нйка» — бабушка читает
книжку; «дадай гать» — давать играть; «во изй асаня мясик» — вот лежит большой м я-
чик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ре бенок может как пра-
вильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать: «ти
ёза» — три ежа, «мога каф» — много кукол, «синя када -сы» — синие карандаши,
«лёт бадйка» — льет водичку, «тасин петакбк» — красный петушок и т. д.
В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепет-
ные варианты («тидйт а туе» — сидит на стуле, «щит а той» — лежит на столе);
сложные предлоги отсутствуют.
Характерным является использование слов в узком значении. О дним и тем же сло-
вом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению,
выполняемой] функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук; «тшбфи» — туфли, тапо ч-
ки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запас а проявляется и в незна-
нии многих слов, обозначающих части тела, части предмета, по суду, транс-: порт, дет е-
нышей животных и т. п. («юка» — рука, локоть, плечо, пальцы, «стуй» — стул, сид е-
нье, спинка; «мис - ка» — тарелка, блюдце, блюдо, ваза; «лиска» — лисенок, «мйнъка
вбйк» — волченок и т. д.). Заметны трудности в; понимании и испо льзовании в речи
слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.
Связная речь характеризуется недостаточной передачей; некоторых смысловых от-
ношений и может сводиться к; простому перечислению событи й, действий или предме-
тов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднит ельно составление ра с-
сказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих
вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это ча ще всего проявля-
ется в перечислении объектов, действий с ними, без устано вления временных и причин-
но-следственных связей.
Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно от-
стает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нар ушения в произношении
16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из -за выраженных нарушений
слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «Дандйс» — карандаш, «аквая» —
аквариум, «виписёд» — велосипед, «мисанёй» — милиционер, «хадйка» — холодильник.
Страница 5
5III уровень речевого развития речи
Для данного уровня развития речи детей характерно нал ичие развернутой фразо-
вой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонет и-
ки. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых
видов сложных предложений. Структура предложений может быть н арушена за счет
пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бейка мо т-
лит и не узнана» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы дым тойбы, пот а-
мутш хбйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В выска зываниях
детей появляются слова, состоящие; из трех -пяти слогов («акваиюм» — аквариум,
«татал -лист» — тракторист, «вадапавод» — водопровод, «зади -гайка» — зажига л-
ка).
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформирован-
ность словообразовательной деятельности. В собственной ре чи дети употребляют про-
стые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжател ь-
ных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные
глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразова-
тельным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей —
хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще дост а-
точными когнитивными речевыми возможностями для адекватного объяснения зн а-
чений этих слов («выключатель» — «ключит свет» «виноградник» — «он садит»,
«печник» — «пё -чка» и т. п.) - Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках
образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой пр актики. Так, дети часто
подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо « ручище» —
«руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобр а-
зования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» —
«который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В
случаях, когда дети все -таки прибегают к словообразовательным операциям, их выс ка-
зывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушени я
в выборе производящей основы («строит дома — домник», «палки для лыж —
палныеъ), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («тракторйл — тракт о-
рист, чйтик — читатель, абрикбснын — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко -
слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитенбй, св и-
цой»), стремление к механическому соединению в рамках слова к орня и аффикса («горо-
ховый — горохвый, «меховой — мёхный» и т. п.). Типичным проявлением общего нед о-
развития речи данного уровня являются трудности перен оса словообразовательных
навыков на новый речевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих п о-
нятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «палътш,
«кофнички» — кофточки, «мебель» — «разные стблы», «посуда» — «миски»), незн а-
ние названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела
человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, би вни),
наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столя р) и действий, связанных
Страница 6
6с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточност ь употребления слов для
обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф —
«большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук —
«муха», гусеница — «червяк») и т. п. Отмечается тенденция к множественным лекси к-
ческим заменам по различным типам: смешения по признака м внешнего сходства, заме-
щения по значению функциональной нагрузки, видо -родовые смешения, замены в ра м-
ках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» —
«дыра») «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался»).
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов
разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеве рации («неневйк» — снег о-
вик, «хихийст» — хоккеист), антиципации («астббус» — автобус), добавление лишних
звуков («мендвёдь» — медведь), усечение слогов («мисанёл» — милиционер, «вапра -
вдт» — водопровод), перестановка слогов («вбкрик» — коврик, «восблики» — волос и-
ки), добавление слогов или слогообразующей гласной («корабылъ» — корабль, «ты -
раёа» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции н е-
которых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Н едостаточность фонемати-
ческого восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний
согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подб ирают картинки, в названии
которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место зву-
ка в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумыван ие слов на заданный звук не
выполняют.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой осо-
бенности развития сенсомоторных, высших психических функц ий, психической актив-
ности.
1.4. Характеристика детей с фонетико -фонематическим недоразвити ем
В фонетико -фонематическом развитии детей выявляется несколько сост ояний:
• недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в про из-
ношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слог овая структура анализиру-
ются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико -фонематического недоразвития;
• недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фоне тиче-
ских групп при достаточно сформированной их артикуля ции в устной речи. В этих слу-
чаях звуковой анализ нарушается более грубо;
· при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в сл о-
ве, не различает отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из
состава слова и определить последовательность.
Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быт ь сведены к следующим
характерным проявлениям:
а) замена звуков более простыми по артикуляции, наприме р: зву-
ки с и ш заменяются звуком ф;
б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звук ов;
Страница 7
7в) нестабильное использование звуков в различных формах речи
;
г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.
Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки з рения их значимости
для речевой коммуникации.
Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смыс-
ла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличе нию. Последние явля-
ются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания.
При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается
произношение многосложных слов со стечением согласных («ка чиха» вме-
сто ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей также ука зывают на недо-
статочную сформированность фонематического восприятия.
1.5. Характеристика детей с дизартрией
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное н едоста-
точностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия явл яется следствием органиче-
ского поражения центральной нервной системы, при которо м расстраивается двигатель-
ный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии являют ся нарушение звуко-
произносительной стороны речи и просодики (мелоди ко-интонационной и темпо -
ритмической характеристик речи), а также нарушения речевого д ыхания, голоса и арти-
куляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная,
нечеткая. Основные нарушения при дизартрии – это нарушение тонуса артикуляционной
мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого неба) - по типу спастичности, гипотонии
или дистонии.
1. Спастичность - повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При
спастичности мышцы напряжены. Язык «комом» оттянут на зад, спинка его спастически
изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Прип однятая к твердому небу
напряженная спинка языка способствует смягчению соглас ных звуков (палатализация).
Иногда спастичный язык «жалом» вытянут вперед. Повышение мыше чного тонуса в кру-
говой мышце рта приводит к спастическому напряжению г уб, плотному смыканию рта
(произвольное открывание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом
состоянии верхней губы рот может быть, напротив, приоткры т. При этом наблюдается
повышенное слюнотечение (гиперсаливация). Активные движения при спастичности ар-
тикуляционных мышц ограничены. Спастичность мышц отмечаетс я при спастико-
паретической дизартрии.
2. Гипотония - снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распл астан-
ный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкать ся. В силу этого рот обычно по-
луоткрыт, выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого неба препятствует до-
статочному продвижению небной занавески вверх и ее прижатию к задней сте нке глотки;
струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретае т носовой оттенок (назали-
Страница 8
8зация). Гипотония артикуляционных мышц имеет место при
спастико-паретической,
атактической, иногда - при гиперкинетической дизартрии.
3. Дистония - меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может
отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко
нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Хара ктерная особенность зву-
копроизношения при дистонии - непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.
Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии.
1.6. Социальный паспорт групп «Исследователи и Фантазеры»
1И
1
1
1.7.
И нди в и д уал ь ные з а н ятия
№ Ф.И ребенка, дата рождения Логопедическое заключение
1 Бурлаков Артем 14.03.2017 ФФНР, дизартрия
2 Ванеев Иван 02.02 .2017 ФФНР, дизартрия
3 Волков Давид 04.12.2017 ОНР III ур.р.р., дизартрия
4 Герасимов Григорий 06.09.2017 ФФНР, дизартрия
5 Данильчук Артем 29.05.2017 ФФНР, дизартрия
6 Еременко Александр 06.03.2018 ОНР III ур.р.р., дизартрия
7 Заковряжина Дарина 21.08.2017 ОНР III ур.р.р., дизартрия
8 Письменный Илья 13.04 .2017 ФФНР
9 Раннев Григорий 20.12 .2016 ОНР III ур.р.р., ФФНР
10 Тимошенко Артем 06.04.2017 ОНР III ур.р.р., ФФНР
11 Кузнецов Костя 29.09.2017 ОНР III ур.р.р., дизартрия
12 Лобко Михаил 03.09.2017 ОНР III ур.р.р., дизартрия
13 Мазурина Ксения 25.01.2018 ОНР III ур.р.р., дизартрия
14 Паникрин Тимофей 26.05.2017 ФФНР
15 Попов Иван 02.08.2017 Дизартрия
16 Сухоцкая Мария 12.01.2018 Дизартрия
Страница 9
9Количество индивидуальных занятий в неделю определяется
характером и степенью вы-
раженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными и психофизическими
особенностями детей. Для детей с ФФНР – 2 занятия в неделю, для детей с ОНР – 2-3 з а-
нятия в неделю. Логопедические занятия в группе для детей подразделяются на индиви-
дуальные и подгрупповые. В связи с этим индивидуальные занятия носят опережающий
характер, так как основная их цель подготовить детей к активной речевой деятельности
на подгрупповых занятиях. Продолжительность 1 -го индивидуального занятия – 20 м и-
нут. На индивидуальных занятиях проводится работа по: - активизации и выработке
дифференцированных движений органов артикуляционного ап парата; - по дготовке арти-
куляционной базы для усвоения отсутствующих звуков; - постановке отсутствующих
звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автом атизации на уровне сло-
гов, слов.
В зависимости от характера и выраженности речевого деф екта, психологических и
характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется по
усмотрению логопеда (от 2 до 4 человек). В начале учебного года количество человек в
подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.
Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обу-
чения детей:
- развитие понимания речи;
- активизация речевой деятельности и развитие лексико -грамматических средств
языка;
- развитие произносительной стороны речи;
- развитие самостоятельной фразовой речи.
Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занят ий по формиро-
ванию:
- словарного запаса;
- грамматически правильной речи;
- связной речи;
- звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой стр уктуры.
Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся логопедом в соответствии с
расписанием, в соответствии с режимом дня в данной группе дошкольного учреждения.
1.8. Перспективное планирование коррекционно -развивающих заняти й
учителя-логопеда в старшей груп пе
I ПЕРИОД
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Обследование детей (первая половина сентября).
- Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
- Сбор анамнестических данных.
- Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
Страница 10
10Развитие общей и мелкой моторики, высших психических функц ий осуществляет-
ся во всех видах деятельности с детьми.
Развитие словаря.
- Уточнение и расширение запаса представлений, и обеспечени е перехода от
накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию
речевых средств.
- Ра сширение объема правильно произносимых существительных - названий пре д-
метов, объектов, их частей; названий природных явлений .
- Обучение группировке предметов по признакам их соотнес енности и на этой ос-
нове развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и вид о-
вых обобщающих понятий.
- Расширение глагольного словаря на основе работы по освоен ию понимания дей-
ствий, выраженных приставочными глаголами; личных и возврат ных глаголов.
- Обогащение активного словаря относительными прилагательны ми со значением
соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами.
- Обеспечение понимания и использования в речи слов -антонимов .
- Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за) и акт и-
визация их в речи.
- Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимения ми(мой, твой,
наш, ваш, его, ее) указательными наречиями (тут, здесь, там), количественными и п о-
рядковыми числительными (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять,
десять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмо й, восьмой, девя-
тый, десятый).
- Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им.
Формирование грамматического строя речи.
1. Развитие навыков образования и практического использования в активной
речи форм единственного и множественного числа имен существительных, глаголов
настоящего времени , глаголов прошедшего времени .
2. Формирование навыка образования и употребления существит ельных в кос-
венных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами .
3. Формирование умения образовывать и использовать в экспрес сивной речи
существительные с уменьшительно-ласкательными суффикса ми.
4. Формирование навыков образования и использования в экспре ссивной речи
глаголов с различными приставками.
5. Формирование навыка образования и использования в речи от носительных
прилагательных.
6. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительны ми.
7. Формирование навыка согласования и использования в речи п рилагательных
и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
8. Обучение составлению простых предложений по вопросам, п о демонстрации
действий, по картине и согласованию слов в предложении. Форм ирование навыка рас-
пространения простого нераспространенного предложени я однородными членами.
Страница 11
11Развитие фонетико -фонематической системы языка и навыков языкового
анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
1. Развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выд оха.
2. Формирование навыка мягкого голосоведения.
3. Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педаго гу и в упражнени-
ях на координацию речи с движением.
4. Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции
голоса в специальных игровых упражнениях.
Коррекция произносительной стороны речи.
1. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию
свистящих и/или шипящих звуков.
2. Формирование правильного произношения свистящих и/или ш ипящих зву-
ков и их автоматизация в речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Формирование умения различать длинные и короткие слова, запоминать и
воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонаций, цепочек слогов с раз-
ными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечен ием согласных.
2. Обеспечение усвоения звуко -слоговой структуры односложных; двусложных
и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; од носложных со стечением соглас-
ных и двусложных слов с одним закрытым слогом (шишка, бидон), двумя закрытыми
слогами (кафтан, кувшин), трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (рябина,
желуди) и использования их в речи.
3. Формирование понятия слог, умения оперировать им.
Формирование фонематических представлений, развитие навыков звукового
анализа и синтеза.
1. Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование
понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый
согласный звук.
2. Формирование умения различать на слух гласные звуки, выделять их из ряда
звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать с лова на заданный гласный
звук; различать гласные и согласные звуки.
3. Формирование умения различать на слух изучаемые согласные звуки по пр и-
знакам: глухость-звонкость, твердость -мягкость в ряду звуков, слогов, слов.
4. Формирование навыка выделения согласных звуков из конца и начала слова.
Формирование умения определять место звука в слове.
5. Формирование навыка анализа и синтеза закрытых и отк рытых слогов, слов
из трех звуков (ам, бу, ни, мак, кит).
Обучение элементам грамоты.
1. Формирование представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.
2. Ознакомление с буквами.
3. Формирование навыка составления букв из палочек, выкладыван ия из шну-
рочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонком у слою манки и в воздухе.
Страница 12
124. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображе н-
ных с недостающими элементами; нахождению знакомых бук в в ряду правильно и зер-
кально изображенных букв.
5. Формирование навыка составления и чтения слияний гласны х, закрытых и
открытых слогов, слов с пройденными буквами.
Развитие связной речи и речевого общения.
1. Воспитание активного произвольного внимания к речи, разв ивать умения
вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и
своей речи.
2. Формирование умения отвечать на вопросы кратко и полно , задавать вопро-
сы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
3. Обучение составлению рассказов -описаний о предметах и объектах по о б-
разцу, алгоритму, предложенному плану; связному рассказыва нию по серии сюжетных
картинок.
4. Формирование навыка пересказа коротких текстов со зри тельной опорой и
помощью педагога.
II ПЕРИОД
(декабрь, январь, февраль)
Развитие словаря.
1. Формирование внимания к слову, более точному пониманию его значения;
умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова.
2. Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных предста влений и пассив-
ного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
3. Расширение объема правильно произносимых существительных — названий
предметов, объектов, их частей; названий природных явлений .
4. Развитие умения группировать предметы по признакам их соотнесенности и
на этой основе совершенствование понимания обобщающего значен ия слов, формирова-
ние родовых и видовых обобщающих понятий .
5. Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе рабо ты по усвоению
понимания приставочных глаголов, возвратных и невозвратных глаголов .
6. Обогащение активного словаря относительными и притяжате льными прила-
гательными и прилагательными с ласкательными суффиксами .
7. Обеспечение понимания и свободного использования в речи слов -антонимов .
8. Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за, с,
со, из) и активизация их в речи. Дифференциация простых предлого в (на — с, в — из, над
— под) в речи.
9. Закрепление в экспрессивной речи введенных в нее ранее пр итяжательных
местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
10. Совершенствование умения оперировать поняти ем слово.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
1. Дальнейшее обучение образованию и практическому испол ьзованию в ак-
тивной речи форм единственного и множественного числа имен существитель-
ных, глаголов настоящего времени , глаголов прошедшего времени .
Страница 13
132. Совершенствование умения образовывать и употреблять существи тельные в
косвенных падежах без предлогов и некоторыми простыми предлогами.
3. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и испол ьзовать в экс-
прессивной речи существительные с уменьшительно -ласкательными суффикс а-
ми, суффиксами - онок, -енок, -am, -ят, прилагательных с уменьшительно -ласкательными
суффикса ми , глаголов с различными приставками .
4. Формирование навыка образования и использования в речи от носительных и
притяжательных прилагательных.
5. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительны ми.
6. Формирование навыка согласования и использования в речи п рилагательных
и числительных с существительными в роде, числе, падеже .
7. Формирование навыка составления и распространения про стых предложений
с помощью определений.
Развитие фонетико -фонематической системы языка и навыков языкового
анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
1. Дальнейшее формирование речевого дыхания и развитие длит ельного рече-
вого выдоха.
2. Формирование навыка мягкого голосоведения в свободной ре чевой деятель-
ности.
3. Воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятель-
ности.
4. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и ус лышанное,
совершенствование интонационной выразительности речи.
5. Формирование качеств голоса (силы, тембра, способности к у силению и
ослаблению).
6. Формирование четкости дикции.
Коррекция произносительной стороны речи.
1. Закрепление правильного произношения свистящих, шипящих в ре чевой де-
ятельности.
2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к ф ормированию
правильной артикуляции сонорных звуков.
3. Формирование правильных укладов аффрикат и сонорных звуков, автомати-
зация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, пред ложениях, текстах,
игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Обеспечение усвоения звуко -слоговой структуры трехсложных слов с одним
закрытым слогом (котенок, снегопад).
2. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой
анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навык ов звуко-
вого анализа и синтеза.
Страница 14
141. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий
согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый сог ласный звук.
2. Дальнейшее совершенствование умения различать гласные и с огласные зву-
ки.
3. Сформировать представление о слогообразующей роли гласных звуко в.
4. Формирование умения различать на слух согласные звуки п о признакам: глу-
хость-звонкость, твердость -мягкость в ряду звуков, слогов, слов.
5. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и откры тых слогов,
слов из трех звуков (ах, хо, фи, усы, сом):
Обучение элементам грамоты.
1. Закрепление представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.
2. Ознакомление с буквами.
3. Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из
шнуровки и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воз-
духе.
4. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, из ображен-
ных с недостающими элементами; нахождению знакомых бук в в ряду правильно и зер-
кально изображенных букв.
5. Формирование навыка осознанного чтения слов с пройденными буквами.
Развитие связной речи и речевого общения.
1. Совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее
содержание, слышать ошибки в чужой и в своей речи.
2. Совершенствование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, вес ти
диалог, занимать активную позицию в диалоге.
3. Совершенствование умения составлять рассказы -описания о предметах и
объектах по предложенному плану, навыка связного расс казывания по серии сюжетных
картинок и по сюжетной картине.
4. Совершенствование навыка пересказа коротких текстов со зр ительной опо-
рой и с небольшой помощью педагога.
III ПЕРИОД
(март, апрель, май)
Развитие словаря.
1. Расширение понимания значения слова, его смысла применител ьно к опреде-
ленной ситуации и формирование на этой основе более прочных свя зей между образами.
2. Расширение объема правильно произносимых существительных — названий
предметов, объектов, их частей; названий природных явлений .
3. Совершенствование понимания обобщающего значения слов, прод олжение
работы по формированию родовых и видовых обобщающих понятий.
4. Закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках изучаемых
лексических тем, приставочных глаголов .
5. Закрепление навыка употребления относительных прилаг атель-
ных,притяжательных прилагательных и прилагательными с ласкатель ными суффиксами.
Страница 15
156. Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемы ми словами-
антонимами и словами -синонимами .
7. Формирование представления о многозначности слов на основе усвоения
устойчивых словосочетаний и речевых конструкций.
8. Продолжение работы по уточнению понимания и расширения значений про-
стых предлогов.
9. Активизация освоенных ранее других частей речи.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять предлож но-
падежные формы с существительными единственного и множественного чис ла.
2. Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена
прилагательные.
3. Закрепление навыков образования и употребления глагольных форм .
4. Закрепление навыков образования и употребления относительных прилаг а-
тельных с продуктивными суффиксами - ов, -ев, -ан, -ян, притяжательных прилагател ь-
ных, прилагательных с ласкательными суффикса ми.
5. Совершенствование практического навыка согласования прилаг ательных с
существительными в роде, числе, падеже и числительных с существительными в роде и
числе в именительном падеже.
6. Совершенствования навыка употребления простых предлогов и отработка
словосочетаний с ними.
7. Совершенствование навыка составления простых распростране нных предл о-
жений .
8. Формирование навыка анализа простых предложений без пре длога со зри-
тельной опорой.
9. Обучение составлению сложносочиненных предложений .
10. Обучение составлению предложений с противительным союзом а.
11. Обучение составлению сложноподчиненных предложений .
Развитие фонетико -фонематической системы языка и навыков языкового
анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
1. Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие дл ительного
речевого выдоха на материале стихотворных текстов с отработанными звуками.
2. Развитие навыка мягкого голосоведения в свободной речевой дея тельности.
3. Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной рече-
вой деятельности.
4. Совершенствование интонационной выразительности речи и качест в голоса
(силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в инсц енировках, играх-
драматизациях, театрализованных играх, в другой игровой и с вободной речевой деятель-
ности.
5. Совершенствование четкости дикции на материале небольших с тихотворных
текстов с отработанными звуками.
Коррекция произносительной стороны речи.
Страница 16
161. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, ш ипящих,
йотированных звуков, аффрикат, звуков в игровой и свободной речевой де ятельности.
2. Активизация движений речевого аппарата.
3. Формирование правильных укладов звуков, автоматизация поста вленных
звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах — в игровой и свобо д-
ной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Обеспечение усвоения зву ко-слоговой структуры трехсложных слов со ст е-
чением согласных (сосулька, кактусы, трактора) и формирование навыка практическ о-
го использования их в предложениях и коротких рассказах.
2. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой
анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навык ов звуко-
вого анализа и синтеза.
1. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий
согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый сог ласный звук.
2. Закрепление представления о слогообразующей роли гласных звук ов.
3. Совершенствование умения различать на слух согласные звуки п о месту об-
разования, по глухости -звонкости, твердости -мягкости в ряду звуков, слогов, слов.
4. Совершенствование умения определять место звука в слове.
5. Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, с лов со зву-
ком в определенной позиции (начало, середина, конец слова).
6. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и откр ытых слогов,
слов из трех звуков (ах, хо, фи, уха, мак, кит, лось).
Обучение грамоте.
1.Ознакомление с буквами.
2.Совершенствование навыка составления этих букв из палочек, вы кладывания
из шнуровки, кубиков, мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою
манки и в воздухе.
3.Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, и зображен-
ных с недостающими элементами; нахождению знакомых бук в в ряду правильно и зер-
кально изображенных букв.
4.Совершенствование навыка осознанного чтения слов.
Развитие связной речи и речевого общения.
1. Дальнейшее развитие диалогической и монологической фор м речи. Стиму-
ляция собственных высказываний детей - вопросов, ответов, реплик, являющихся осн о-
вой познавательного общения.
2. Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы -описания, з а-
гадки-описания о предметах и объектах по предложенному пла ну, навыка связного рас-
сказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной кар тине. Формирование умения
отражать логическую и эмоциональную последовательность собы тий в рассказе, взаимо-
связь его отдельных частей.
3. Совершенствование навыка пересказа.
Страница 17
174. Формирование умения понимать свои чувства и чувства друг их людей и рас-
сказывать об этом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АОП
Планируемые результаты освоения АОП учителя-логопеда на этапе завершения
дошкольного образования представлены в виде целевых орие нтиров. В соответствии с
ФГОС ДО (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Фе-
дерации от 17 октября 2013г. № 1155) целевые ориентиры дошкольного образования
определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей
развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредстве нной оценке в виде педа-
гогической или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными до-
стижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГ ОС ДО, являются общи-
ми для всего образовательного пространства Российской Федерац ии. Целевые ориентиры
данной АОП базируются на ФГОС ДО и задачах данной АОП . В данной АОП представ-
лены целевые ориентиры для детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в ло-
гопедической группе.
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе за вершения дошколь-
ного образования) в соответствии с программой ДОУ относ ятся следующие социально-
нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
ребенок овладевает основными культурными способами дея тельности, про-
являет инициативу и самостоятельность в разных видах дея тельности: игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выби-
рать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собстве нного достоинства;
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участву ет в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам
и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство ве-
ры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает воображением, которое реализуется в р азных видах дея-
тельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, раз-
личает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказы вать свои
мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чу вств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах,
у ребенка складываются предпосылки грамотности;
Страница 18
18 у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он под вижен, вынослив, вла-
деет основными произвольными движениями, может контроли ровать свои движения и
управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальн ым нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми
и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведе ния и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр ослым и сверстни-
кам, интересуется причинно -следственными связями, пытается самостоятельно прид у-
мывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. С клонен наблюдать, экспе-
риментировать, строить смысловую картину окружающей реальнос ти, обладает началь-
ными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с
произведениями детской 16 литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к приня-
тию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах дея-
тельности.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности д ошкольного и
начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации
АОП настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей старшего до-
школьного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими до-
школьного образования.
Результативность коррекционно -развивающей работы отслеживается через диагн о-
стические исследования 2 раза в год с внесением последу ющих коррективов в индивиду-
альные образовательные маршруты и в содержание всего кор рекционно-
образовательного процесса.
Результаты мониторинга находят отражение в речевых карт ах детей, где отмечает-
ся динамика коррекции нарушений звукопроизношения и развития речевых функций
каждого ребенка; в итоговом обследовании речевого развития детей группы; в ежегод-
ном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы логопедической гру ппы.
Для диагностики используются методики логопедического обследования Н.В. Нищевой.
Сроки проведения мониторинговых исследований: сентябрь , май. Согласно целям и за-
дачам образовательной области «Речевое развитие» основн ым планируемым результатом
работы в этой области является достижение каждым ребенко м уровня речевого развития,
соответствующего возрастным нормам и предупреждение возможных трудностей в усво-
ении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи и обе спечивающим его соци-
альную адаптацию и интеграцию в обществе.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Принципы воспитания и обучения детей с нарушением речи
Страница 19
19Содержание программы направлено на реализацию следующих прин ципов воспи-
тания и обучения детей с нарушением речи:
Структурно -системный принцип , согласно которому речь рассматривается
как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.
Эффективность коррекционного процесса зависит от оптим ально-рационального возде й-
ствия одновременно на всю систему, а не последователь но-из олированно на каждый ее
элемент.
Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных
технологий (медицинских, психологических, педагогически х) на один объект, обеспечи-
вая согласованную деятельность всех специалистов.
Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по
относительно замкнутым циклам – концентрам. Речевой материал располагается в пр е-
делах одной лексической темы независимо от вида деятельности. Цикличность в уче б-
ном процессе чрезвычайно важна для закрепления освоенно го материала. Это имеет осо-
бенно большое значение для детей со сниженной мнемичес кой деятельностью и недоста-
точным контролем поведения. Соблюдение данного принци па обуславливает: 1) высо-
кую мотивацию к речевому общению; 2) доступность материа ла, который располагается
в соответствии с общедидактическим требованием «от легкого к трудному», от уже усво-
енного к новому.
Принцип последовательности реализуется в логическом построении проце с-
са обучения от простого к сложному, от известного к неиз вестному.
Принцип коммуникативности . Согласно этому принципу обучение организ у-
ется в естественных для общения условиях или максимально п риближенных к ним. Реа-
лизация принципа коммуникативности заключается в употр еблении процесса обучения
процессу реальной коммуникации.
Принцип доступности . Определяет необходимость отбора материала в соо т-
ветствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, прогр аммными требованиями
обучения и воспитания.
Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивиду-
ализации: личностную, субъективную, индивидную. Личностная индивидуализация тре-
бует учета в процессе занятий таких свойств личности, как сфера желаний и интересов,
эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индиви дуализация
принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивид-
ной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.
Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных
приемов интенсификации (создание проболемных ситуаций , участие в ролевых играх,
Страница 20
20применение средств наглядности), а также аудиовизуальных м етодов обучения, мнемо-
техники, психокоррекции и пр.
Принцип сознательности и активности предполагает, что педагог должен
предусматривать в своей работе приемы активации познавате льных способностей детей.
Перед ребенком нужно ставить познавательные задачи, в реше нии которых он бы опи-
рался на собственный опыт. Данный принцип способствует более интенсивному психи-
ческому развитию дошкольников и предусматривает понимани е ребенком материала и
успешное применение его в практической деятельности в дальней шем.
Принцип наглядности, научности, прочности усвоения знани й, воспитыва ю-
щего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего
обучения.
2.2. Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи II-III
уровня речевого развития
У детей с ОНР III уровня речевого развития фразовая речь в целом сформирована ,
остаются элементы аграматизма в виде неправильного употребления существительных и
прилагательных множественного числа в косвенных падежах, неправильного согласова-
ния существительных и прилагательных с числительными. Сло варь близок к возрастной
норме. Остается несформированной связная речь.
Принцип работы с детьми: продолжать накопления и обогащения словаря. Детям
дается понятие о слове как о лексической единице. Пра ктически они работают над свя-
зью слов в предложении. Продолжается работа над структуро й предложения и его грам-
матическим оформлением. Основной рабочей задачей с детьми с ОНР III уровня речевог о
развития является формирование связной речи. Работа начинает ся с пересказа (подроб-
ного, выборочного, творческого).
Подробный пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложени я
мысли. Выборочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текст а.
Творческий пересказ воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из
собственного жизненного опыта и определять свое отношение к т еме.
Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с т очки зрения
смысловой и выразительной. Это поможет детям овладеть всеми п ричинно-
следственными отношениями, без чего правильный пересказ не возможен. Упражнения в
творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений. Сочинения – это верх-
няя ступень развития связной речи детей. Здесь концентр ируются наблюдательность,
память, творческое воображение, логическое и образное мышле ние, находчивость, уме-
ние увидеть общее в частном.
2.3. Логопедическая работа по преодолению фонетико -фонематического
недоразвития речи в старшей группе
Страница 21
21Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в мног ообразии дефектов про-
изношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в
разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуслав-
ливает необходимость тщательной индивидуально ориентирован ной коррекции. В связи
с этим в программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и
фронтальные. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении
комплекса артикуляционных упражнений, направленных н а устранение специфических
нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм рече-
вой патологии — дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных заня тиях
логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизиро-
вать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать не которые личностные осо-
бенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефе кте, сгладить невротиче-
ские реакции. На индивидуальных занятиях ребенок долже н овладеть правильной арти-
куляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать ег о в облегченных фонетиче-
ских условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, сл овах несложной слого-
вой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания под-
групповых занятий. Основная цель подгрупповых занятий воспитание навыков колле к-
тивной работы. На этих занятиях дети должны научиться ад екватно оценивать качество
речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, ме-
няется по усмотрению логопеда в зависимости от динами ки достижений дошкольников в
коррекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в
любом сообществе в соответствии с их интересами. Важной в методическом аспекте
особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они носят опе-
режающий характер и готовят детей к усвоению более сложно го фонетического и лекси-
ко-грамматического материала на фронтальных занятиях. Фронтальные фонетические
занятия предусматривают усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых
фонетических позициях и активное использование их в различ ных формах самостоя-
тельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее рас ширение речевой практики
детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Это поз воляет реализовать ко р-
рекционную направленность обучения, предоставить реб енку благоприятные условия
для овладения родным языком в индивидуальных и коллект ивных ситуациях общения.
На фронтальных занятиях организуются совместные игры дошкольников, обеспечиваю-
щие межличностное общение, разные виды деятельности для раз вития коммуникатив-
ной, планирующей и знаковой функции речи. Важную роль в обу чении и воспитании де-
тей с ФФН играет четкая организация их жизни в период посещени я детского сада.
2.4. Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми, с трада-
ющими дизартрией
Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно. Ос новной целю пер-
вого, подготовительного этапа является подготовка артикуляционного аппарата к фо р-
мированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и гол оса. Важной задачей на
этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и зву-
кового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма. Логопедическая работа
Страница 22
22проводится на фоне медикаментозного и физиотерапевтич еского лечения, массажа и ле-
чебной физкультуры.
На втором этапе формируются первичные коммуникативные п роизносительные
навыки. Его основная цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Логопед
проводит работу по коррекции артикуляционных нарушени й. При спастичности работа-
ют над расслаблением мышц артикуляционного аппарата. Выр абатывается контроль над
положением рта, развиваются артикуляционные движения, пр оводится коррекция рече-
вого дыхания, развивается голос, ощущения артикуляционных д вижений и артикуляци-
онного праксиса.
Формирование звукопроизношения при дизартрии включает в себя постановку и
закреплении в речи звуков. Первая группа звуков включает в себя фонемы, наиболее лёг-
кие в артикуляционном отношении и далекие друг от друга акустически. Это звуки а, у,
п, м, н, к, ы, х, в, о, л, т, с. Данные звуки как наиболее п ростые отрабатывают до нормы.
Попутно на этих фонемах ведут работу по развитию фонем атического восприятия и
навыков звукового анализа (выделяют звука из ряда других, из слогов, в простых сло-
вах).
Скороговорки при дизартрии являются фонетическим средством р азвития подвиж-
ности артикуляционного аппарата. При использовании ск ороговорок придерживаются
следующих рекомендаций:
Работу начинают с простых, коротких, рифмованных фраз («Белы е бараны
били в барабаны»);
Соблюдают принцип отбора дидактического материала (в ск ороговорке не
должно быть слов с дефектно произносимыми пациентом звуками ;
Скороговорки лучше использовать в играх.
2.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
программы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей вос питанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов
Отражая специфику работы в группе комбинированной направленности для детей
с нарушением речи и учитывая основную ее направленность, задачи речевог о развития
включены во все разделы. Содержательный раздел АОП касающийся коррекционно -
Страница 23
23образовательного процесса с детьми с ОНР построен на о снове «Примерной адаптиро-
ванной основной образовательной программы для дошкольник ов с тяжелыми нарушени-
ями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной. Раздел АОП посвященный кор-
рекционно-развивающей работе с детьми ФФН разработан на основе «Пр ограммы лого-
педической работы по преодолению фонетико -фонематического недоразвития у детей»,
Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ осуществляется по следующим направлениям:
I. Смысловая сторона речи
1. Развитие словаря
2. Формирование и совершенствование грамматического строя ре чи
3. Развитие связной речи и речевого общения
II. Звуковая сторона речи :
1. Развитие просодической стороны речи
2. Коррекция произносительной стороны речи
3. Работа над слоговой структурой слова
4. Совершенствование фонематических представлений, развития навык ов зву-
кового анализа и синтеза.
III . Обучение элементам грамоты.
IV. Развитие высших психических функций .
V. Развитие общей и мелкой моторики.
Учебный год в группе компенсирующей направленности дл я детей с нарушением
речи начинается первого сентября и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май.
1-я половина сентября - обследование детей, заполнение речевых карт, оформление
документации.
2-я половина мая - диагностическое обследование по итогам учебного года.
2.6. Взаимодействие участников коррекционно -образовательного процесса
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных
Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий
специалистов педагогического и медицинского профилей, а также семей воспитанников.
Формы, приёмы организации коррекционной логопедической работы
Страница 24
242.7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семь ей
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все
большее внимание, так как личность ребенка формируется, пр ежде всего, в семье и се-
мейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие до-
машние, к образовательно -воспитательному процессу привлекаются родители, которы е
Индивидуальная рабо-
та с детьми
Интеграция с другими
образовательными обла-
стями
Самостоятел ь-
ная деятел ь-
ность детей
Взаимосвязь с
воспитателем
Взаимодей-
ствие с род и-
телями
индивидуальная работа
по коррекции звукопро-
изношения,
групповая работа по
развитию лексики,
грамматики и связной
речи , игры с предметами
и сюжетными игрушк а-
ми, дидактические игры
с использованием пре д-
метов и игрушек, лого-
педические игры на ра з-
витие общей и мелкой
моторики, артикуляц и-
онные упражне ния
дыхательная гимнаст и-
ка, чтение, рассматрив а-
ние иллюстраций, ко м-
муникативные тренинги
настольно – печатные
игры , разучивание ст и-
хотворений
речевые задания и
упражнения , работа по
обучению пересказу с
опорой на картинки,
рассказу по серии с ю-
жетных картинок, со-
ставлению описательно-
го или повествовател ь-
ного рассказов, показ
настольного театра ,
инсценировка знакомых
произведений.
физическое разв и-
тие (динамические паузы,
подвижные игры, коорд и-
нация речи с движением ),
(артикуляционная гимна-
стика, пальчиковые игры)
социально-
коммуникативное разв и-
тие (ситуативные беседы,
диалоги) , (принятие ра з-
личных ролей в процессе
сюжетно – ролевой игры
или инсценировки произв е-
дения); (вырезание, пр и-
клеивание, уборка) ; позна-
вательное развитие (вос-
произведение в устной речи
логической последовател ь-
ности событий, работа с
загадками); речевое разв и-
тие (общение взрослых с
детьми, ответы на вопросы,
правильное произношение
слов, использование в речи
средств интонационной в ы-
разительности); художе-
ственно -эстетического
ра звития (чтение, слуша-
ние и обсуждение различ-
ных произведений), (обве-
дение по контуру, раскра-
шивание, штриховка изоб-
ражений), (музыкальное
сопровождение во время
различных игр и упражн е-
ний).
коллективный
монолог
игра –
драматизация с
использованием
различных видов
театров; игры в
парах с испол ь-
зованием арти-
куляционной
гимнастики; са-
мостоятельная
художественно –
речевая деятель-
ность; сюжетно
– ролевые игры
игра – импров и-
зация по мот и-
вам сказок, теа т-
рализованные
игры : дидакт и-
ческие игры
настольно – пе-
чатные игры
словотворче-
ство.
открытые м е-
роприятия для
воспитателей
по коррекции
звукопроизно-
шения детей,
консультации,
беседы, «кру г-
лые столы» по
правилам орга-
низации инди-
видуальной ло-
гопедической
помощи детям ;
оформление
информацион-
ных стендов
различной т е-
матики; лого-
педические пя-
тиминутки
(игры и упра ж-
нения по зад а-
нию логопеда) ;
иллюстратив-
ный материал и
художествен-
ная литература
помощь в орга-
низации лого-
педических
уголков груп-
пы.
анкетиров а-
ние
родительские
собрания
консульта ции
индивидуал ь-
ная работа по
запросу род и-
телей
оформление
информац и-
онных сте н-
дов в группе
для родителей
наглядная
информация
различной
тематики
посещение
семей, где
есть дети с
нарушениями
речи
помощь в ор-
ганизации р е-
чевой среды
дома.
Страница 25
25участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, веч ерах досуга, театрализо-
ванных представлениях. Педагоги работают над созданием е диного сообщества, объеди-
няющего взрослых и детей.
В группе комбинированной направленности для детей с н арушением речи логопед
и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытают-
ся привлечь родителей к коррекционно -развивающей работе через систему методических
рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечер них кон-
сультациях, еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах
родительского уголка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми
необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в
речевом, так и в общем развитии.
Задания, данные в тетрадях, в альбомах, подскажут родителя м, в какое время луч-
ше организовать совместную игровую деятельность с ребенко м, во что и как следует иг-
рать с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возмож ность занять активную по-
зицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с по-
мощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные по-
движные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут
научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ре-
бенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, игра я, взрослые разовьют его
речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешно-
го обучения ребенка в школе.
Задания в тетрадях и в альбомах подобраны в соответствии с изучаемыми в лог о-
педических группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы.
Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особеннос ти развития. Речевую актив-
ность детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать.
Родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать
детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания,
которые были сформированы ранее, становятся одной из основ домашней работы с деть-
ми. Родители должны стимулировать познавательную активнос ть детей, создавать твор-
ческие игровые ситуации.
В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации
полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к
обучению в школе.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально -техническое обеспечение работы учите ля-логопеда
Оборудование
Страница 26
261. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Индивидуальные зеркала на подгруппу детей.
3. Магнитно-маркерная доска.
4.Рабочий стенд по обучению грамоте.
5. Наборное полотно.
6. Компьютер.
7. Принтер.
8. Подборка аудио, видео материалов .
9. Столы и стулья.
10. Шкафы и полки для методической литературы.
11. Ватные палочки, влажные салфетки, стерильные перчатки, папки для индиви-
дуальных занятий.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обу чения
коррекционного логопедического процесса
а) дидактический материал для логопедического обследования.
1. Логопедический альбом и папка для обследования всех сторон ре чи:
Звукопроизношения;
Фонематического восприятия;
Грамматического строя речи;
Словарного запаса;
Связной речи;
2. Дидактический материал для обследования психических проце ссов.
3. Дидактический материал для обследования счета, знания геом етрических
фигур, знания цветов.
б) Дидактический материал для формирования правильного звукопроизнош е-
ния.
1. Дыхательные тренажеры: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», и грушки для
развития дыхания «Посади бабочку на цветок» и др.
2. Фотографии и картинки -символы для обучения артикуляционной гимнаст и-
ки.
3. Артикуляционная игрушка.
4. Картинки для звукоподражания при постановке звуков.
5. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех
групп.
Страница 27
276. Словесные игры для автоматизации звуков.
7. Альбомы с предметными и сюжетными картинками для автомати зации и
дифференциации звуков всех групп.
8. Наборы предметных картинок по всем группам звуков.
9. Альбом с фонетическими рассказами по автоматизации звуков в т екстах.
10. Настольно -печатные и дидактические игры для автоматизации и диф ферен-
циации звуков всех групп звуков.
- «Логопедическое лото «С -З»
- «Звуковая дорожка»
- «Логопедическое домино» (дифференциация звуков)
- «Логопедическое домино» (звуки ч, ш, щ, ж)
- «Я вас различаю» (дифференциация)
- «Игры с парными карточками» (звуки р, л)
- «Чудо – ель» (автоматизация л – ль)
в) Дидактический материал по развитию фонематического восприятия.
1. Набор звучащих предметов (колокольчик, дудочка, погремушка, бубен, молото-
чек).
2. Звучащие игрушки -заместители.
3. Плоскостные игрушки -звуки.
4. Материал по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза:
- пособие для составления характеристики звуков; модель характеристики
звуков;
- звуковые линейки;
- игры: «Подбери слово к схеме»;
- «Засели домик»;
- «Делим слова на слоги»;
- «Подбери картинку»;
г) Дидактический материал по обогащению словарного запаса.
1. Папки предметных или сюжетных картинок по всем лексическим темам: «Дер е-
вья», «Перелетные птицы», «Обувь», «Посуда», «Зима», «зимующие птицы», «Зимние
забавы», «Новый год», «Домашние животные», «Дикие животные», «Д омашние птицы»,
«Транспорт», «Профессии на транспорте», «Космос», «Инст рументы», «Весна», «Ме-
бель», «Насекомые», «Цветы», «Рыбы», «Ягоды», «Животные север а», «Овощи», «Чита –
столица Забайкальского края», «Правила дорожного движени я», «Фрукты», «Осень»,
«Лето»; 2. Серии демонстративных картин: «Все работы хороши», «Мир природы»,
«Круглый год». 3. Небольшие игрушки или муляжи по изучаемым темам. 4. Лото: «Об и-
татели морей», «Домашние животные», «Овощное лото»; Лото «П редметы, Сказки,
Фрукты, Ягоды». 5. Пазлы: «Лесные жители». 6. Настольно -печатные дидактические и г-
ры: «Кто что делает?» (профессии ); «Мир животных» (электронная игра); «Времена г о-
ла»; «Профессии»; «Что где растет?»; «Паровозик для зверят»; «Многозначность сущ е-
ствительных. Многозначность глаголов»; «Свойства»; «Четвертый лишний»; «Узнай по
контуру»; «Противоположности» .
Страница 28
289. Альбом по моделированию
д) дидактический материал по формированию грамматического ст роя речи
и развитию связной речи.
1. Настольно – печатные игры для совершенствования грамматического стр оя ре-
чи:
- «Поможем Федоре» (согласование сущ. с прилагательными);
- «Кого везут в зоопарк» (относительные прилагательные);
- «Чей след?»;
- «Чем мы похожи»;
- «Развиваем речь детей» (словообразование);
- «Азбука действий»;
- «Скажи какой»;
- «Придумай предложение» (словообразование);
- «Ну, посади» (словоизменение );
- «Большой – маленький» (уменьшительно – ласкательные сущ);
- «Большой медведь и маленький мишка»
- «Какой суп получится?» (словообразование);
- «Подбери схему» (предлоги);
- «Волшебный кубик»;
- «Геометрическое лото»;
- «Дорисуй и собери» (согласов. числит. с сущ);
- «Собери букет»;
- «Словообразование».
3.3. Режим старших групп «Исследователи и Фантазеры»
Деятельность Время
Прием детей. Свободные диалоги с детьми. Самостоятельная
деятельность. 07.00-8.10
Страница 29
29Утренняя гимнастика. 08.10-08.20
Формирование основ культуры здоровья. Завтрак. 08.20-09.00
Организованная образовательная деятельность. Самостоятел ь-
ная деятельность. 09.00-10.40
Развитие навыков самообслуживания. Прогулка. 10.40-12.10
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. 12.10-12.25
Обед. Формирование культурных гигиенических навыков. 12.25-13.00
Дневной сон. 13.00-15.00
Постепенный подъем. Комплекс закаливающих процедур. 15.00-15.20
Полдник. 15.20-15.35
Игровая деятельность. Самостоятельная и совместная деятел ь-
ность. 15.35-17.10
Воспитание основы культуры здоровья. Ужин. 17.10-17.30
Прогулка. Уход домой. Взаимодействие с семьей. 17.30-19.00
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Цель: построение воспитательно -образовательного процесса, направленного на
обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих ц елей и задач, с уче-
том интеграции на необходимом и достаточном материале , максимально приближаясь к
разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и
возрастных особенностей, социального заказа родителей. О рганизационной основой реа-
лизации комплексно-тематического принципа построения программы являются пример-
ные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления
развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческо-
го бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
• явлениям нравственной жизни ребенка ;
• окружающей природе;
• миру искусства и литературы ;
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным собы тиям;
• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ре бенка
(родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.);
Страница 30
30• сезонным явлениям ;
• народной культуре и традициям.
Тематический принцип построения образовательного процес са позволил ввести ре-
гиональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкол ьного учреждения.
3.5. Особенности организации развивающей предметно -
пространственной среды
Подбор материалов и оборудования для детского сада осуще ствляется в соот-
ветствии с требованиями ФГОС, СанПиН, примерным перечнем и грового оборудования
для учебно-материального обеспечения ДОУ, определенным в Письме Министерства о б-
разования и науки РФ от 17.11.2011г. №03-877 «О реализации приказа Минобрнауки
России от 20 июля 2011г. №2151» а также отраженных в по собиях Карабановой О.А.,
Алиевой Э.Ф., Радионовой О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М.[3] Развивающая предме т-
но-пространственная среда (РППС) обеспечивает максимальную р еализацию образова-
тельного потенциала пространства детского сада, матер иалов, оборудования и инвентаря
для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого воз-
растного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта о собенностей и коррекции недо-
статков и их развития. РППС обеспечивает возможность общени я и совместной деятель-
ности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уеди-
нения. В ДОУ РППС создана педагогами для развития индив идуальности каждого ре-
бенка с учетом его возможностей, уровня активности и интер есов. В соответствии с
ФГОС ДО, для выполнения этих задач РППС построена с учетом следующих принципов:
Вариативности – наличия в ДОУ различных пространств (для игры, конструировани я,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую с меняемость игрового мате-
риала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двиг ательную, познава-
тельную и исследовательскую активность детей; полифункциональности – обеспечения
возможности разнообразного использования составляющих РППС (например, детской
мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных ви-
дах детской активности; содержательной насыщенности – наличие средств обучения,
материалов, инвентаря, игрового, спортивного и оздоровительно го оборудования, кото-
рые позволяют обеспечивать игровую, познавательную, исслед овательскую и творче-
скую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступных
детям; двигательную активность , в том числе, развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благ ополучие детей во вза-
имодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения
детей; трансформируемости – обеспечение возможности изменений РППС в зависимо-
сти от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся ин тересов и возможно-
стей детей; доступности – обеспечение свободного доступа воспитанников (в том числе,
детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игр ушкам, материалам, посо-
биям, обеспечивающим все основные виды детской активности; безопасности – соответ-
Страница 31
31ствие элементов РППС требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их ис-
пользования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и прави-
ла пожарной безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логоп едам и родителям
для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. -
СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопеди ческие занятия в
старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном -Пресс, 1999.
3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Мари ч Е.М.
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с фед е-
ральным государственным образовательным стандартом до школьного образования. Ме-
тодические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных
организаций и родителей детей дошкольного возраста» М.: Федеральный институт раз-
вития образования, 2014.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедическ ой группе для детей
с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.
5. Преодоление ОНР у дошкольников./ под ред. Волосовец Т.В. , М., Творческий
центр, 2007.
6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образов а-
ния «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб., 2011;
7. Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно: система коррекции ОНР у детей 6
лет», «Дневник воспитателя логопедической группы». М., 2002.
8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической раб оты по преодоле-
нию ОНР у детей - М., 2010 г.;
9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с о бщим недоразвитием
речи в условиях специального детского сада. Ч. 1. Первый год обучения (старшая груп-
па). – М.: Издательство «Альфа», 1993.
10. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты
занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовитель ной группах. – М.: Изд а-
тельство «Гном и Д», 2005.