cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

1 Содержание


ВВЕДЕНИЕ 2
1. Целевой раздел 3
1.1 Пояснительная записка. 4
1.1.1. Цели и задачи Программы 4
1.1.2 Принципы и подходы в организации образовательного процесса 5
1.2. Планируемые результаты освоения Программы 6
1.2.1 Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста 6
1.2.2 Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы. 8
1.3. Мониторинг индивидуального развития детей. 9
1.3.1 Принципы педагогической диагностики. 10
1.3.2 Процесс диагностирования. 11
2. Содержательный раздел Программы 12
2.1. Общие положения. 12
2.2. Интеграция образовательных областей 14
2.3. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением
развития ребенка. 15
2.4. Проектная деятельность 20
2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
- Алгоритм совместной физкультурно -оздоровительной работы
дошкольного образовательного учреждения с семьей.
- Перспективное планирование работы с родителями.
25
27
28
2.6. Программа коррекционно -развивающей работы с детьми ограниченными
возможностями здоровья. 29
3. Организационный раздел Программы 37
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.
Организация двигательного режима,
Система физкультурно -оздоровительной работы 37
38
39
3.1.1. Модель взаимодействия воспитателей со специалистами. 41
3.2. Особенности организации развивающей предметно -пространственной среды. 44
3.3. Планирование образовательной деятельности.
44
3.3.1. Расписание непрерывной образовательной деятельности (НОД) на неделю.
- Циклограмма физкультурного занятия
- Организация двигательного режима
- Циклограмма образовательной деятельности вне НОД на неделю.
- Перспективное планирование физкультурных развлечений и
досугов
44
45
45
46
47
3.4. Материально -техническое обеспечение 48
3.5. Информационно -методическое обеспечение
51

Страница 2

2
ВВЕДЕНИЕ

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в
центре внимания Российской Федерации. Очень важной, составной частью гармоничного
развития личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность,
ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства.
В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников
является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали
бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его
работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими
защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.
Физическоевоспитание является неотъемлемой частью системы учебно -
воспитательной работы в нашем дошкольном учреждении. Использование разнообразных
форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим,
необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья
ребенка. Физкультурные праздники, физкультурный досуг, Дни здоровья, центры
активности - являются важными компонентами активного отдыха детей. Многообразная
деятельность детей, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми
на свежем воздухе в виде развлечений, способствует физической реакции детей.
Расслабления организма после умственной нагрузки, укреплению их здоровья полезными
упражнениями и в плане всесторонней физической подготовки, и в плане активного
отдыха детей являются спортивные игры и упражнения, в основе которых лежат все
основные виды движений, выполняемых в самых разнообразных условиях.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
- «Конституцией РФ», ст. 43, 72. 2
- «Конвенцией о правах ребенка» (1989 г.).
- «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266 -1 в ред. От
27.12.2009 № 374- ФЗ);
- «Федеральными государственными требованиями к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки
России от 23.11.2009 № 655,Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г
Министерства юстиции РФ);
- «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом
Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151,Регистрационный № 22303 от 14 ноября
2011 г Министерства юстиции РФ)

Страница 3

3
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройств у, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН
2.4.1.2660 – 10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2010, №
58);
- «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011
г. № 2562).
ЧДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную
деятельность на основе законодательных нормативных документов:
- Устава ЧДОУ № 2166р от 02.09.2015 г.
- Лицензии на право осуществления образовательной деятельности № 9267 от
16.11.2015.

Инструктору по физической культуре следует целенаправленно организовывать
образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная
активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулиру ет
физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных
образовательных задач.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи основной общеобразовательной программы.
Цель программы: Построение целостной системы с активным взаимодействием
всех участников педагогического процесса, обеспечивающей оптимальные условия для
перехода на новый, более высокий уровень работы по физическому развитию детей,
формированию у них физических способностей и качеств с учетом их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и склонностей; обеспечивающей охрану и
укрепление здоровья, формирование основ здорового образа жизни.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
- развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости,
координации;
- накопление и обогащение двигательного опыта детей — овладение основными
двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье);
- формирование потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
Программа направлена на:

Страница 4

4
- реализацию принципа доступности, учитывая возрастные особенности
воспитанников;
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от
простого к сложному», реализуя принцип систематичности и
последовательности;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного
использования дошкольниками освоенных знаний, способов и физических
упражнений в физкультурно -оздоровительных мероприятиях, режиме дня,
самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
1.1.2. Принципы и подходы организации образовательного процесса:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего
и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выб оре
содержания своего образования, становится субъектом образования ;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Для успешной реализации программы используются следующие методы обучения:
Словесный : объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы,
команды, распоряжения и указания.
Наглядный : показ изучаемого движения в виде, с разделением на части, анализ его с
помощью наглядных пособий, картинок, плакатов, жестов.
Практический, который можно разбить на:
-метод упражнения;
- метод изучения упражнения в целом ;

Страница 5

5 -
метод изучения упражнения по частям;
- соревновательный метод;
- контрольный метод.
Эти методы предусматривают многократное повторение движений с начала по элементам ,
а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение
движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных
движений.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения Программы детьми, указанные в ФГОС ДО
конкретизируются планируемыми результатами примерной и парциальных программ.
Физические качества: ребенок физически развитый, овладевший основными культурно -
гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и
потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту
гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни
Общие показатели физического развития.

Сформированность основных физических качеств и потребности в дви гательной
активности.
 Двигательные умения и навыки.
 Двигательно -экспрессивные способности и навыки.
 Навыки здорового образа жизни.
1.2.1. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраст а.
Первая младшая группа:
 Укрепление физического и психического здоровья детей:
 Воспитание культурно -гигиенических навыков;
 Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
 Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации);
 Накопление и двигательного опыта детей;
 Овладение и обогащение основными видами движения;
 Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и
физическом совершенствовании.

Страница 6

6 Вторая
младшая группа:

 Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
 Воспитание культурно -гигиенических навыков;
 Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
 Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации);
 Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными
движениями);
 Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и
физическом совершенствовании.
Средняя группа:

 Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
 Воспитание культурно -гигиенических навыков;
 Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
 Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации);
 Накопление и обогащение двигательного опыта детей;
 Овладение основными видами движения;
 Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и
физическом совершенствовании.
Старшая группа:

 Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
 Воспитание культурно -гигиенических навыков;
 Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
 Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации);
 Накопление и обогащение двигательного опыта детей;
 Овладение основными видами движения;
 Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и
физическом совершенствовании.
Подготовительная группа:

 Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
 Воспитание культурно -гигиенических навыков;
 Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;

Страница 7

7 
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации);
 Накопление и обогащение двигательного опыта детей;
 Овладение основными видами движения;
 Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и
физическом совершенствовании.
1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.
Целевые ориентиры используются педагогами для:
- построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом
целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации;
- решения задач: формирования Программы, анализа профессиональной
деятельности, взаимодействия с семьями;
- изучения характеристик образования детей 3 - 7;
Группа раннего возраста:
Укрепление физического и психического здоровья детей:
Воспитание культурно -гигиенических навыков;
Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации);
Накопление и двигательного опыта детей;
Овладение и обогащение основными видами движения;
Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и
физическом совершенствовании.
Младшая группа:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Воспитание культурно -гигиенических навыков;
Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации);
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными
движениями);
Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и
физическом совершенствовании.
Средняя группа:

Страница 8

8 Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Воспитание культурно -гигиенических навыков;
Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации);
Накопление и обогащение двигательного опыта детей;
Овладение основными видами движения;
Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и
физическом совершенствовании.
Старшая группа:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Воспитание культурно -гигиенических навыков;
Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации);
Накопление и обогащение двигательного опыта детей;
Овладение основными видами движения;
Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и
физическом совершенствовании.
Подготовительная группа:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Воспитание культурно -гигиенических навыков;
Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации);
Накопление и обогащение двигательного опыта детей;
Овладение основными видами движения;
Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и
физическом совершенствовании.
1.3. Мониторинг индивидуального развития детей.
Мониторинг проводится в соответствии с разработанным положением «О
мониторинге индивидуального развития ребенка». Мониторинг предусматривает сбор,
системный учет, обработку и анализ информации об индивидуальном развитии ребенка
для эффективного решения задач по индивидуализации образовательного процесса в
частном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 163 ОАО «РЖД» и

Страница 9

9 оптимизации. При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития

детей (ФГОС ДО п.3.2.3.). Такая оценка производится педагогическими работниками в
рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей
дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и
лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической
диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных
задач:
 Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения
его образовательной траектории или коррекции особенностей его развития);
 Оптимизации работы с группой.
Основная цель педагогической диагностики - познание и понимание педагогом
ребенка дошкольного возраста, с целью создания условий воспитания и обучения
максимально приближенными к реализации детских потребностей, интересов,
способностей, способствующих поддержке и развитию детской индивидуальности. Для
реализации данной цели педагог использует преимущественно малоформализованные
диагностические методы:
 наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими
субъектами педагогического процесса;
 свободные беседы с детьми.
В качестве дополнительных методов используются:
 анализ продуктов детской деятельности;
 специальные диагностические ситуации.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:
 деятельностных умений ребенка;
 интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
 личностных особенностей ребенка;
 поведенческих проявлений ребенка;
 особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;
 особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

1.3.1 Принципы педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов,
обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада:
Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в
процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических да нных
субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Страница 10

10 Реализация
принципа предполагает соблюдение ряда правил:
 соответствие диагностических методик возрастным и личностным
особенностям диагностируемых;
 фиксация всех проявлений личности ребенка;
 сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей;
 перепроверка, уточнение полученного фактического материала при проведении
диагностики;
 постоянный самоконтроль педагога за своими собственными переживаниями,
эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые часто субъективируют
фиксацию фактов; развитие педагогической рефлексии.
Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает:
Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь
информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном,
интеллектуальном, физическом, художественно -творческом. Различные сферы развития
личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии.
Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы:
• не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без
выявления закономерностей развития;
• учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально -
личностного становления ребенка.
Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем
вопросам, по которым он имеет специальную подготовку.
Этот принцип раскрывается:
• в безопасности для испытуемого применяемых методик;
• в доступности для педагога диагностических процедур и методов;
• во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений
(разумной конфиденциальности результатов диагностики).
Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности
обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также
индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать, как негативные без
анализа динамических тенденций становления.
1.3.2 Процесс диагностирования.
Первый этап – проектировочный. Определение цели диагностики, критерии оценки
и методы.

Страница 11

11 Второй
этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо
определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также
способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на
магнитофон, видеокамеру и т.д.).
Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение
количественных данных. Отклонение полученных результатов от намеченных нормат ивов
не требует стремительного изменения и вмешательства в процесс развития ребенка, а
предполагает анализ качества процессов и условий, обеспечивающих эти результаты.
Может ли каждый ребенок (или хотя бы большинство детей) достигать описанного в
программе высокого уровня (по всему содержанию программы), заданного как идеальный
вариант развития? Развитие всегда индивидуально и неравномерно, для педагога в ажно,
прежде всего, замечать и поддерживать ярко проявляющиеся в ребенке хорош ие качества,
и только потом видеть проблемы развития и помогать их решать.
Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем
полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив
его развития.
Пятый этап – целеобразовательный: он предполагает определение актуальных
образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты
диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и
определения перспектив его развития.
Полученная в результате диагностики информация и сд еланные на ее основе
выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных
ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески подде ржать и развивать
дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусств о педаг ога как
раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития,
показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успе хов, черпать
силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценно й,
богатой, неповторимой.