cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 -
ФЗ от 29.12.2012;
- Приказом МО РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от
15.05.2013 г.
- СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно -эпидемиологиче ские требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций;
- Приказом МО РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования";
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля
1998г. N 124 -ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185 -ФЗ)
- Уставом Детс кого сада № 163 ОАО «РЖД» .
1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности
группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (далее
логопедическая группа) Детского сада № 163 ОАО «РЖД»
1.3. Логопедическая группа Детского сада № 163 ОАО «РЖД»
последовательно осуществляет реализацию адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для детей с нарушениями речи с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуаль ных возможностей,
обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Открытие, дальнейшее функционирование и закрытие логопедических
групп в Детском саду № 163 ОАО «РЖД» осуществля ется по заключению
психолого -медико -педагогической комиссии (далее – ПМПК).

2. Цель и основные задачи логопедической группы .
2.1. Цель организации логопедической группы в Детском саду № 163 ОАО
«РЖД» – создание целостной системы, обеспечивающей о птимальные
педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей
(первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ
и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

Страница 2

2.2. Основные задачи логопедичес кой группы в Детском саду № 163 ОАО
«РЖД» :
- коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного
произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков
связной речи;
- своевременное предупреждение возникнове ния нарушений чтения и
письма;
- коррекция недостатков эмоционально -личностного и социального развития;
- активизация познавательной деятельности детей;
- пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных
предста вителей).

3. Порядок приема в логопедическую группу .
3.1. В логопедическую группу Детского сада № 163 ОАО «РЖД»
зачисляются воспитанники, имеющие согласно протоколу территориальной
комиссии ПМПК следующие логопедическое заключение:
- общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР);
- фонетико -фонематическое недоразвитие (ФФНР);
3.2. Зачисление в логопедическую группу Детского сада проводится с
согласия родителей (законных представителей) на основании заключения
полученного по результатам обследования ПМПК и рекомендаций о профиле
соответствующего обучения.
3.3. В логопедическую группу Детского сада зачисляются, как правило, дети
одного возраста и уровня речевого развития.
3.4. Длительность пребывания ребенка в логопедической группе Детского
сада устанавли вается ПМПК и зависит от структуры речевого дефекта.
3.5. Для определения ребенка в логопедическую группу Детского сада
представляются следующие документы:
- путевка на данного ребенка (если ребенок поступает в Детский сад № 163
ОАО «РЖД» из другог о учреждения);
- протокол ПМПК с логопедическим заключением и указанием необходимого
срока пребывания ребенка в логопедической группе.
3.6. Приему в логопедическую группу Детского сада № 163 ОАО «РЖД» не
подлежат дети, имеющие:
- недоразвит ие речи, обусловленное умственной отсталостью;
- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
- грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;
- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;

Страница 3

- заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в
дошкольные учреждения общего типа.

4. Порядок работы логопедической группы .
4.1. В логопедической группе Детского сада № 163 ОАО «РЖД» созданы
специальные условия для получения дошко льного образования детьми с
нарушениями речи.
Помещение спальни логопедической группы в период бодрствования детей
используется для организации коррекционно -образовательной деятельности по
освоению адаптированной образовательной программы дошкольного
образования детьми, имеющих нарушения речи.
Логопедическая группа оснащена необходимым оборудованием, учебно -
наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы.
4.2. Логопедическая группа функционирует 5 дней в неделю.
4.3. В Дет ском саду № 163 ОАО «РЖД» наполняемость группы составляет:
15 детей с ОНР и ФФНР .
4.4. В первые две недели пребывания детей в группе проводится
логопедическое обследование их речи. Выявляется наличие у детей фразовой
речи, обращается внимание на понимание речи, на правильность лексико -
грамматического анализа, готовность к звуковому анализу и синтезу слов, на
фонетическое оформление, сформированность слоговой структуры, строение и
сохранность артикуляционного аппарата. Заполняется речевая карта, где
приводя тся примеры образц ов детской речи с лексическими, грамматическими и
фонетическими ошибками.
4.5. Содержание образования в логопедической группе для детей с ОНР
определяется программой: «Примерная адаптированная программа
коррекционно -развивающей работы в г руппе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7
лет» под редакцией Л.В. Лопатиной , рекомендованной МО РФ, а также Т.Б.
Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению
об щего недоразвития речи у детей».
Содержание образования в логопедической группе для детей с ФФН Р
определяется программой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа
логопедической работы по преодолению фонетико -фонематического
недоразвития речи у детей», а также индивидуальными коррекционными
программами, составленными на каждого ребенка.
4.6. Основной формой организации коррекционной работы являются
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Страница 4

В подгруппы объединяются дети по сходном у виду нарушения
звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации звуков.
Периодичность индивидуально -подгрупповых занятий определяется
тяжестью нарушения речевого развития детей.
4.7. Организация образовательного процесса в логопедич еских группах
регламентируется расписанием занятий, перспективными тематическими
планами, режимом дня.
4.8. Продолжительность групповой непрерывной коррекционно -
развивающей деятельности составляет:
- в старшей группе – не более 25 минут;
- в подготовительн ой к школе группе – не более 30 минут.
4.9. Продолжительность индивидуальной и индивидуально -подгрупповой
непрерывной дея тельности составляет не более 20 минут.
4.10. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную
деятельность, проводят физ культурные минутки. Перерывы между периодами
непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
4.11. Ежедневно, воспитателями проводится работа с детьми по закреплению
полученных знаний во время логопедических занятий, рекомендованная
учителем -логопедом.
4.12. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется после
окончания срока коррекционно -развивающего обучения.
4.13. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока
коррекционно -развивающего обучения дети с нарушениями речи , с согласия
родителей (законных представителей), направляются учителем -логопедом в
соответствующее лечебно -профилактическое учреждение для обследования
врачами -специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом,
офтальмологом и др.) или в территор иальную психолого -медико -педагогическую
комиссию.

5. Руководство логопедической группой .
5.1.Непосредственное руководство логопедической группой осуществляется
администрацией Детского сада № 163 ОАО «РЖД» .
5.2. Заведующий Детским садом:
- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно -
педагогической работы;
- подбирает в логопедическую группу воспитателей, имеющих
педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию
и опыт работы с детьми стар шего дошкольного возраста.

Страница 5

5.3.Научно -методическое сопровождение, консультативную помощь
учителям -логопедам, координацию работы районного методического
объединения учителей -логопедов осуществляет районный методист по
коррекционной работе.
5.4.Повышение ур овня профессиональной квалификации, обмен опытом
логопедической работы осуществляется на районном методическом объединении
учителей -логопедов, на курсах повышения квалификации и др.

6. Участники образовательного процесса логопедической группы .
6.1. Уча стниками коррекционно - развивающего процесса являются дети,
имеющие нарушения речи, их родители (законные представители), педагоги и
специалисты Детского сада № 163 ОАО «РЖД» .
6.2. Родители (законные представители):
- имеют право защищать законны е права и интересы ребенка;
- принимать участие в деятельности Детского сада № 163 ОАО «РЖД» в
соответствии с его Уставом,
- знакомятся с характером коррекционных методов обучения детей;
- принимают активное участие по преодолению р ечевых недостатков.
6.3. Учитель -логопед является организатором и координатором
коррекционно -развивающей работы:
- обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе группы
Детского сада № 163 ОАО «РЖД» ;
- проводит регулярны е занятия с детьми по исправлению различных
нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий
профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;
- готовит документы для обследования детей в ПМПК с целью определения
в спец иальные группы;
- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми
программы Детского сада № 163 ОАО «РЖД» ;
- представляет администрации Детского сада № 163 ОАО «РЖД» ежегодный
отчет, содержащий сведения о количестве де тей с нарушениями речи в
дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно -
развивающей работы;
- поддерживает связь с учителями -логопедами дошкольных образовательных
учреждений, с учителями -логопедами и учителями начальных классов
об щеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями
в развитии, с логопедами и врачами -специалистами детских поликлиник и ПМПК;

Страница 6

- информирует педагогический коллектив Детского сада № 163 ОАО «РЖД»
о задачах, содержании, работы логопедической группы;
- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов,
родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах
и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;
- участвует в работе районного методического объединения учителей -
логопедов и методического объединения Детского сада № 163 ОАО «РЖД» ;
- повышает свою профессиональную квалификацию и атт естуется согласно
действующим нормативным документам.
6.4.Учитель – логопед ведет документацию:
- Список детей логопедической группы с заключением ПМПК.
- Речевая карта на каждого ребенка с индивидуальным планом работы по
коррекции выявленн ых речевых нарушений.
- Тематический годовой план логопедических занятий с детьми.
- Перспективный план организационно – методической и коррекционно –
развивающей работы учителя – логопеда.
- План работы с родителями.
- План по самообразованию учителя – логопеда.
- Рабочие планы подгрупповых и индивидуальных занятий.
- Индивидуальные тетради воспитанников.
- Тетрадь взаимосвязи учителя -логопеда и воспитателей логопедической
группы.
- Табель уче та посещаемости логопедических занятий детьми.
- График работы учителя – логопеда, утвержденный заведующим Детским
садом № 163 ОАО «РЖД» .
- Циклограмма рабочего времени учителя -логопеда, утвержденная
заведующим Детским садом. № 163 ОАО «РЖД»
- Отчет о результатах проведенной работы за год.
6.5. Воспитатель логопедической группы:
- закрепляет приобретенные навыки;
- отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические
цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей;
- планирует и организует общеразвивающие занятия.
Не рекомендуется менять воспитателей в логопедической группе в течение
учебного года. Смена воспитателей приводит к снижению качества
коррекционной работ ы, создает дополнительные трудности в работе учителя –
логопеда.
6.6. Музыкальный руководитель:

Страница 7

- развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует
певческое и речевое дыхание, музыкально -ритмические движения;
- участвует в р аботе по автоматизации звуков, развитию фонематического
слуха;
- стимулирует познавательные процессы через утренники, досуг.

7. Материально -техническое обеспечение логопедической группы .
7.1. Логопедическая группа размещается в помещении Детск ого сада № 163
ОАО «РЖД» .
7.2. Для логопедической группы помещение должно отвечать санитарно -
гигиеническим нормам.
7.3. Логопедическая группа обеспечивается специальным оборудованием.
7.4. Ответственность за оборудование логопедической группы, ее санитарно е
содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию Детского сада №
163 ОАО «РЖД» .
В вопросах, не предусмотренных настоящим Положением, на
логопедические группы для детей с нарушениями речи распространяется Устав
Детского сада № 163 ОАО «РЖД» .