cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия
педагогов, их воспитанников и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и направления
совместной деятельности
1.2. Положение разработано в соответствии с действующими правовыми и нормативными
документами системы образования: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), Уставом ДОУ , Основной
общеобразовательной программой ДОУ .
1.3. Система взаимодействия педагогов с ро дителями обеспечивает комплексный подход к
формированию ценностных ориентиров у воспитанников.
1.4. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учрежде ния и семьи лежит
сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги детского сада.

2. Цель и задачи взаимодействия
2.1. Цель : сплочение родителей и педагогов детского сада и формирование единых
ориентиров у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
2.2. Задачи :
- повышение педагогической культуры родителей и формирование традиций семейной
культуры;
- выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных
ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников к
традиционной культуре;
- выявление эффективных форм сотрудничества родителями воспитанников и повышение
эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базис
личностной культуры детей;
- гармонизация детско -родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации
семейного досуга;
- повышение правовой грамотности родителей в области защиты прав и достоинств
ребенка;
- повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по
всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально -нравственного,
художественно -эстетического, познавательного, базирующихся принципах педагогики
ненасилия;
- организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьей со
стороны специалистов: воспитателя, музыкального руководителя.
- создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления
дружеских взаимоотношений семей.

3. Основные принципы работы детского сада
Достижению цели и задач способствуют принципы работы детского сада:
- функционирование его как открытой системы;
- активное вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс с
использованием современных технологий и интерактивных методов взаимодействия детского
сада и семьи;
- понимание, признание и принятие ребенка и его семьи;
- приоритет культурологического подхода к определению целей и содержанию
воспитания детей;
- переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков на формирование
ценностных ориентации и воспитание отношений, способствующих более продуктивному их
усвоению;

Страница 2

- формирование ценностно -смысловых ориентации (добра, красоты, познания, здорового
образа жизни), моральных эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой
самореализации народных мастеров, представлений о смысле жизни отдельного человека и
целого народа средствами приобщения детей и их семей к традиционной русской культуре;
- амплификация развития ребенка в процессе организации развивающего взаимодействия
с взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми;
- тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании
и образовании ребенка и понима ние неизбежной субъективности точки зрения педагога;
- личностно -ориентированный подход и правила «педагогики ненасилия»,
- принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (на сайте детского сада можно ознакомиться с Уставом,
Договором с родителями, Положением о Совете учреждения и иными локальными актами,
исторической справкой учреждения и текущей информацией);
- принцип доброжелательности всех участников содружества, соблюдения морально -
этического устава, разработанного для формирования позитивных взаимоотношений между
родителями и педагогами;
- принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образователь ной
Программы ДОУ не допускается никакого принуждения).

4. Приоритетные направления работы по организации взаимодействия
детского сада и семьи
Приоритетны следующие направления работы:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;
- группировка семей по принципу возможности их влияния на процесс формирования
ценностных ориентиров средствами традиционной культуры и музейной педагогики в домашних
условиях и условиях сотрудничества с детским садом;
- анализ промежуточных и конечных результатов совместной вос питательной
деятельности и содружества семьи и детского сада.

5. Организация работы
5.1. Педсовет ДОУ утверждает план работы по организации взаимодействия детского сада
и семьи на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед ДОУ и
конкретными условиями ее работы. План работы Совета родител ей ДОУ согласовывается с
заведующим ДОУ.
5.2. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие этапы
работы:
- изуч ение семьи с целью выяснения ее возможностей по вос питанию детей;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, детей группы;
- составление программы совместных действий педагога и родителей;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
5.3. Требования к организации взаимодействия детского сада и семьи:
- целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели
по предупреждению ти пичных ошибок родителей);
- планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход к формированию системы ценностных
ориентиров и развитию личности ребенка);
-конкретный и дифференцир ованный подход (учет различия в системе общечеловеческих
и традиционных для той или иной культуры, нации или религии цен ностей).

Страница 3

5.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия
детского сада и семьи:
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с орга низацией работы со всеми
родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
-одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать ценностно -
ориентированные отношения;
- обеспечени е в работе с родителями определенной последова тельности, системы
согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
- учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня
подготовленности к решению во просов воспитания на основе приобщения детей к ценностям
традиционной культуры;
-ценностно -ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного
учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- собл юдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям.
5.5. Методы и формы организации совместного с родителями воспитательно -
образовательного процесса:
- посещение семей;
- наглядная пропаганда педагогических знаний (стенды с рекомендациями для родителей);
- активные родительские собрания (показ занятий -бесед, обсуждение увиденного и
ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по
теме собрания);
- консультации;
- семинары -практикумы;
- конференции для родителей;
- дни открытых дверей (откры тые просмотры образовательной деятельности);
- устные журналы;
- круглые столы;
- делов ые игр ы;
- вечера вопросов и ответов (концентрированная педаго гическая информация по самым
разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);
- совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли;
5.6. Организация методической работы с педагогами:
- семинары -практикумы, консультации для педагогов (вопросы подготовки и проведения
родительских собраний, пути повышения активности родителей и формирования ценностно -
ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по
подготовке и про ведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики
воспитания и обу чения детей).
5.7. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей:
- методы активизации, которые делятся на методы выявления и формирования запроса
родителей, поиска форм и методов реализации, корректировки;
- методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
- методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение
результатов сотрудничества, экс пертная оценка) и др.
5.8. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада.
Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников воспитательно -
образовательного процесса в дошкольном учреждении, формирование партнерского сообщества
сотрудников, детей и родителей;
Условия внутреннего взаимодействия:
- создание в ДОУ ат мосферы общности интересов педагогов и родителей, их
эмоциональной взаимоподдержки;

Страница 4

- переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений
на партнерство и поддержку их педа гогических возможностей, взаимопроникновение в
проблемы друг друга;
- соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
- тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании
и образовании ребенка и понима ние неизбежной субъективности точки зрения педаг ога.
Формы такого взаи модействия: совместные праздники, досуги, семейные экскурсии,
защита детско -родительских проектов, творческие мастерские, сайт детского сада с
необходимой информацией для родителей, материалами прошедших мероприятий.
Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско -родительского и педагогического
коллектива дошкольного учреждения с общественными и социальными структурами:
общеобразовательной школой, историческим музеем, домом культуры, и т.д.

6. Контроль
6.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи группах и в ДОУ
возложена на руководителя учреждения.
6.2. Координатором внутренних и внешних взаимодействий ДОУ и развития пространства
является Педагогический совет учреждения - коллегиальный орган самоуп равления . Он
определяет стратегию развития детского сада, помогает ему стать открытой и динамичной
системой, повышает роль родительского общества в образовательном процессе детского сада,
поселения, района.

7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ , как
показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их
совершенствовать.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению,
стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности,
стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование
родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных
конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ . Осознание взрослыми членами семьи
не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической
деятельности.
- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ .

8. Документация
Для организации продуктивного взаимодействия родителей и педагогов ДОУ ведется
следующая документация:
- планы работы с родителями ДОУ , группы на учебный год;
- протоколы общих родительских собраний (протоколы хранятся в кабинете
заведующего);
- протоколы групповых родительских собраний (протоколы хранятся в группе);
- конспекты мероприятий;
- результаты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях и диагностических
исследованиях, анкетировании с выводами, сравнительный анализ мониторинга ДОУ .