Увлекательные летние путешествия

Что такое лето? Это много света,

Это поле, это лес, это тысячи чудес.

Это в небе облака, это быстрая река,

Это яркие цветы, это синь высоты.

Это в мире сто дорог для ребячьих ног.

Лето – волшебный мир, полный тайн и загадок. Распахните вместе с вашим ребенком дверь в этот мир и прогуляйтесь по его просторам. Получите удовольствие от новых открытий, интересного общения. Мир природы дает вам такую уникальную почву для общения, возможность расширения картины мира.  Не правда ли, легко делиться впечатлениями, рассказывать тому, кто понимает собеседника, образно представляет услышанное, видел подобное, испытал похожие чувства?  Известно, что «общение» от слова «общее», как связующее звено между людьми: общие наблюдения, общие представления, общее отражение явлений, событий. Вот и предоставьте своему ребенку это «общее», чтобы он представлял, о чем разговор (домашние животные, выращивание овощей и фруктов, приготовление блюд, поездка на поезде), чтобы он стал играть с тем, у кого имеется похожий опыт.  Ребенку необходимо помочь накопить этот опыт, как багаж образов и чувств, который необходим не только для общения, но и для дальнейшего развития речи, памяти, мышления. Советую вам не терять времени и из каждой ситуации извлекать как можно больше пользы: проявите интерес к наблюдению сами, заинтересуйте ребенка, задавайте вопросы по смыслу происходящего, постарайтесь перед вашим ответом выслушать варианты ответов ребенка.  В поездке организуйте совместную с вами деятельность ребенка разную по смыслу ситуаций, но всегда увлекательную.

  1. Попросите присмотреться к деревьям и цветам, прислушаться к шуму дождя, определить по запаху (блюдо на завтрак, запах моря, аромат цветов) и на ощупь предметы и объекты живой и неживой природы (растения, фрукты, овощи, камушки, ракушки, шишки). Называйте все, зачем вы наблюдаете и что делаете в реальной ситуации. 
  2. Делайте совместные поделки, настольные игры. Например, «Бабушкин огород», «На озере», вертушки, куклы, панно из сухой травы, самодельное (нарисованное) лото (домино). Поддерживайте самостоятельность, умение отражать поделке главное (детали – с 5 лет). Покажите другим детям ваши шедевры, принесите в группу на выставку.
  3. Вместе с ребенком организуйте подвижные игры (по ситуации). Например, «Раз, два, три – ты к ромашке подбеги!» (ведущий называет цветок или другой объект, который нужно найти и добежать до него). А может быть игра с пользой для урожая? Проявите смекалку, и вы увидите двойную пользу, придумывая «подвижные игры» на огороде. Например, «Раз, два, три – сорняки ты собери!», «Эй, Светлана, не робей, и огурчики полей!»
  4. Словесные игры могут оказаться интересны детям старшего дошкольного возраста. Игра «Добавь словечко» (в процессе наблюдения, а затем и по следам воспоминаний). Взрослый просит ребенка добавить слово в конце предложения. У бабочки яркие (крылья) . У стрекозы прозрачные … . У жука короткие … . У лука длинные … . У  коровы  маленький … . Под мостом течет быстрая (глубокая)… . В небе легкие (тяжелые) … . За окном  пшеничное …. . Проезжаем густой, сосновый (редкий) … .
  5. Попросите сделать зарисовки после прогулок, экскурсий в небольшом альбоме. Это и будет ваша первая книга «Заметки путешественника». Постарайтесь отразить в ней последовательно события, рассказать обо всех пережитых чувствах (волнении, тревоге, восторге, удовлетворении). Дополните книгу фотографиями, оформите обложку, напишите текст автора.  «Прочитаете» ее бабушке, друзьям в группе детского сада. Поверьте, дети и воспитатели будут рады таким сюрпризам. Ждем ваших впечатлений от теплого лета и увлекательных путешествий! 

Учитель -логопед Г. А. Карагужева