В страну красивой речи…

    Новая концепция дошкольного образования определяет, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В законе РФ «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, а сеть дошкольных учреждений дана им в помощь.  Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является организация взаимодействия с семьёй и оказание консультативной и методической помощи родителям воспитанников.

     В  этих целях для детей 3-4 лет и их родителей был создан логопедический кружок «Говоруша».

     Целью работы кружка стало повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, профилактическая работа по нарушению звукопроизношения.

     После обследования  речи детей  младшей группы «Мишутка» и опроса родителей, логопедический кружок начал свою работу. На организационном собрании мы вместе с родителями  настроились на активное сотрудничество и «Говоруша» была рада встрече с ними. Занятия проходили 1 раз в неделю в течение трех месяцев.

     Все занятия мы разделили на 3 блока.

Первый блок занятий - «Вместе с мамой». Занятия проходили в форме семинаров - практикумов. Эта форма работы нам показалась самой приемлемой, так как теоретическую информацию мы имели возможность подкрупить практически.  В первой части такого занятия  мы обсуждали психологические и физиологические основы речи, вместе создавали механизм, который необходимо родителям запустить сейчас, как локомотив поезда. Для успешного развития речи в возрасте 3-4 лет  родителям нужно приложить максимум усилий. Во второй части занятия мы давали необычные  задания для детей и их родителей, направленные на правильную и координированную работу мышц артикуляционного аппарата. Основой этих необычных заданий был  сенсорный поднос с реальными предметами (корица, ромашка, мандарины, гвоздика), на котором был весь арсенал для проведения занятий. В основу таких занятий легла методика М.И. Лынской, направленная на речевое развитие детей через их сенсорную сферу (органы чувств). Главный герой этих занятий, лягушонок «Говорушка», приходила с этим подносом и играла с детьми. С этого подноса мы раздавали родителям то, что необходимо для упражнений: кусочки мармелада, которые нужно было прилепить к зубам;   мед, которым намазывали губы для облизывания. В это время дети активно выполняли упражнения, а мы, логопеды, давали свои советы.  

      Второй блок занятий «Сказочный». Эти занятия с детьми проходили ярко и театрализовано. Каждое занятие проходило  в виде спектакля. За ширмой появлялись герои - дед, бабка, внучка, зайчик, лиса (герои пальчикового театра).  По ходу сказки герои выполняли действия с реальными предметами,  которые дети повторяли. Эти  действия направлены на развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, слуха.

     Дети с удовольствием рассматривали и трогали снег, «замораживали» его, а потом своим дыханием согревали руки.  Дети позволяли  нам уложить их язык «лопаткой» с помощью вкусной соломинки, вместе с героями сплевывали кусочки корицы с языка,  выдували полоски бумаги с сюрпризами из самодельных «хлопушек», прислушивались к стуку и шуршанию. Таким образом, дети с помощью логопеда выполняли упражнения, которые в дальнейшем пригодятся им для правильного произношения звуков. Каждое занятие  заканчивалось интересным сюрпризом (кусочком печенья, морковки, наклейки, бусины на нитке,  бумажные снежинки), а также домашним заданием для закрепления материала (рекомендации к массажу, упражнениям для губ и языка, иллюстрации с заданием для ребенка).

       Третий блок занятий «В страну красивой речи…». Эти занятия с детьми и их родителями позволили подвести итоги работы кружка.

    Сейчас мы проводим индивидуальные консультации для родителей нашего кружка, показывая состояние дыхания, слуха,  артикуляторной моторики ребенка; знакомим с тем, как можно продолжить работу по развитию речи дома.

На занятиях кружка родители  познакомились с приёмами, направленными на правильное звукопроизношение с использованием «подручных средств» (ложки, блюдца, печенья с чашечкой чая). Благодаря занятиям они увидели то, что можно сделать самостоятельно, в повседневной жизни  ребенка,  для его всесторонней  подготовки  к школе (развития речи  на основе реальных представлений о мире).

    Мы уверены, что  для стимуляции речевого развития ребенка надо придерживаться золотого правила: все, что мы хотим, должно быть интересно, понятно и доступно  в понимании и произношении. Содержание занятий нам подсказывает сама жизнь.  Это мы и старались донести родителям.

        Как  вагоны поезда связаны  между собой, и движение идет за локомотивом, так и в логопедической работе все составляющие важны, а движение идет в Страну красивой речи, где в 5 лет мы снова встретимся, и дети продолжат заниматься с логопедом, если это будет необходимо.

    Специально для родителей была изготовлена «Шкатулка Говоруши», которая будет помогать отвечать на периодически возникающие вопросы родителей, касающиеся речевого развития,  размещая информацию  на сайте ДОУ, рассматривать и разрешать возникшие ситуации на индивидуальных консультациях.   До конца учебного года эта шкатулка соберет вопросы и от родителей других младших групп. 

Благодарим всех родителей, посещавших кружок «Говоруша» за  сотрудничество, помощь в проведении занятий.

 Мы рады встрече новых друзей!

Учителя-логопеды детского сада

Г.А. Карагужева, Е.В.Бажина, Е. В. Ермолич