Роль слуха в образовании речи.

Роль слуха в образовании речи.
 
    Слуху принадлежит ведущая роль в образовании звуковой речи. Он функционирует уже с первых часов жизни ребенка. Уже с первого месяца вырабатываются слуховые условные рефлексы, а с пяти месяцев этот процесс совершается достаточно быстро. Младенец начинает различать голос матери, музыку и т.п. Без подкрепления эти рефлексы скоро угасают. Такое раннее участие коры в развитии слуха обеспечивает раннее развитие звуковой речи. Но хотя слух в своем развитии и опережает развитие движений органов речи, все же на первых порах и он не достаточно развит, что обуславливает ряд несовершенств речи.
 

  1. Звуки, слоги и слова окружающих воспринимаются недифференцированно (не осознается разница между ними), т.е. нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают один звук с другим, плохо понимают речь.
  2. Слабое отношение и слуховое внимание к речи окружающих и к собственной тормозят развитие звуковых дифференцировок и их устойчивость в процессе восприятия и воспроизведения. Поэтому же дети не замечают своих недочетов, которые затем приобретают характер привычки, преодолеваемой впоследствии со значительным трудом и потерей времени.

  
У детей следует различать биологический («элементарный») слух как способность слышать вообще (он имеется и у животных) и фонематический слух как способность различать фонемы (звуки), понимать смысл речи (он имеется только у человека).
 
Поэтому очень важно своевременно (в младшем и среднем возрасте) уделять внимание развитию слухового внимания. Необходимо создать для этого специальные условия:

  • гигиена слуха,
  •  профилактика заболеваний, а именно отитов,
  • консультации специалистов- лор, сурдолог ,
  • использование различных игр на развитие слухового внимания, восприятия, памяти, и др.)

 
 
 
 
 
 
 
ИГРЫ, АКТИВИЗИРУЮЩИЕ СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ И СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА.
Для развития слухового восприятия можно  использовать разнообразные игры и упражнения:
 
«Слушай звуки».
Взрослый, стоя сзади ребенка, создает звуки (звенит колокольчиком, пищит игрушкой, стучит по столу, мнет бумагу, шум воды создает и т.д.). Ребенок должен отреагировать на услышанный звук (поднятием руки, поворотом головы, хлопком, откладыванием фишки и т.д.).
 
«Тишина».
Ребенок, закрыв глаза, «слушает тишину». Через 1-2 минуты ему предлагается открыть глаза и рассказать или нарисовать то, что он услышал.
 
«Найди игрушку».
Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала (например, бубна). Чем громче звучит бубен, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке.
 
«Назови что звучало?».
Воспроизводится аудиозапись голосов животных, звуков природы. Ребенок прослушав, должен назвать что звучало (шум моря, пение птиц и т.д.).
 
«Покажи звук».
Ребенку дают две карточки: на одной изображена короткая полоска, на другой длинная. Взрослый издает длинные и короткие звучания, а ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звука.
 
«Высоко – низко».  «Громко – тихо».
Ребенок идет по кругу. Взрослый воспроизводит высокие и низкие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, ребенок поднимается на носочки, услышав низкие звуки – приседает. Если громко звучит бубен – ребенок бегает по кругу, если тихо – прыгает на двух ногах на месте.
 
«Угадай, что звучит?».
Перед ребенком на столе лежат две игрушки: одна звучит низко, другая высоко (барабан, колокольчик, металлофон, свисток и т.д.). По словесной команде взрослого («Высокий звук» или «Низкий звук») ребенок выбирает подходящую игрушку и проверяет свой выбор, воспроизведя звучание.
 
«Покажи, где звук?».
Ребенок с закрытыми глазами (завязанными глазами) находится в центре комнаты. Взрослые и другие дети становятся спереди и сзади или слева и справа от него, и по очереди приводят в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с закрытыми глазами движением руки показывает, где он слышит звуки, т.е. определяет направление источников звуков.
 
Материал подготовлен
 учителем – логопедом Буровихиной И.Ю.